«Аутичный ребёнок. Понимать и принимать»
(электронный дайджест, выпуск 3-й)
Информация и сообщения об аутизме бывают настолько противоречивыми, что многим бывает сложно понять: чем же отличается аутист от «обычного» человека? Описание аутизма – это довольно сложная задача, т. к. медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает, и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Другая причина в том, что огромное разнообразие симптомов и проявлений – это сама по себе особенность расстройств аутистического спектра.
В результате, невозможно дать универсальное определение аутизма. Например, у одного человека с аутизмом может быть много сенсорных проблем, включая повышенную чувствительность к громкости и высокому тону звуков, в то время как у другого человека может вообще не быть сенсорной чувствительности.
Другая проблема в том, что подавляющее большинство исследований и описаний данного расстройства посвящены изучению детей и влиянию аутизма на процесс детского развития – игры с ровесниками, образовательные навыки, взаимоотношения в семье и т. д. Хотя симптомы аутизма не меняются после того, как человек с аутизмом становится взрослым, различные проявления аутизма становятся менее или более выраженными в результате изменений в жизненных требованиях. Таким образом, не всегда легко понять, как именно такое комплексное расстройство влияет на жизнь взрослых людей.
Что такое аутизм?
Аутизм – снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности посредством сосредоточения на внутреннем мире.
Первые признаки
Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ре-бенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно было объяснить индивидуальными особенностями ребёнка, и можно было рассчитывать на то, что они постепенно устранятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребёнок, как правило, владеет простейшими умениями, но даже когда этого не происходит, он всё-таки понимает, что от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит ещё сам, то понимает обращённую к нему речь.
Попытаемся перечислить особенности в развитии и поведении ребенка, которые у родителей могут вызывать определённые опасения:
– ребёнок не смотрит в глаза;
– говорит о себе в третьем либо во втором лице;
– постоянно повторяет слова, фразы;
– малыш начинал говорить первые слова, но речь пропала;
– не произносит слова, мычит;
– не играет в игрушки и с другими детьми;
– ребёнок погружен в себя, игнорирует других людей, не реагирует на просьбы, не откликается на своё имя;
– трясёт головой, раскачивается;
– ходит на носочках;
– бьёт себя по лицу;
– устраивает истерики, у него возникают приступы агрессии;
– боится незнакомых/чужих;
– пугается звуков, вздрагивает;
– боится света, всё время выключает его.
Если какие-то из этих черт присущи Вашему ребенку, это вовсе не значит, что у Вашего ребёнка аутизм. Однако обратить внимание стоит.
Существует диагностический тест, состоящий из трёх вопросов:
1. Смотрит ли ваш ребёнок в ту же сторону, что и Вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?
2. Указывает ли ребёнок на что-то, чтобы привлечь Ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?
3. Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку ту-да-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).
Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребёнка имеются причины показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину.
Речь и общение
Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай», а, например, «комбайн», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвёл особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой. Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная необходимые слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращённые к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращённые к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задаёт вопросов сам, не может ответить на обращённый к нему вопрос, повторяя его за собеседником. Такое явление называется эхолалией. Ребёнок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьёз и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.
Поведение маленького аутиста
Ребенок живёт в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом он не стремится поделиться ими с родителями, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками удовлетворения потребностей. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все предметы, которые попадаются под руку, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.
Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений или даже отдельных звуков. Трёхлетний малыш может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.
Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он может бояться пылесоса, его могут пугать шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, которая связана с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть.
Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребёнок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трёх-четырёх блюд, всё остальное безоговорочно отвергается.
Маленького аутиста очень сложно убедить завершить занятие, если он чем-то увлечён, уговорить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурные негативные эмоции.
Нейротипичные (т. е. не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием любят воспроизводить действия взрослых. Девочка берет расчёску и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трёхлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и, если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет повторять за ним. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.
Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребёнок не воспроизводит порой даже самых простых, обыденных действий. Когда родители начинают переживать по этому поводу и прибегают к тому, чтобы научить ребёнка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать одежду), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное сопротивление: во-первых, у него отсутствует
мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребёнком не сработает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, которое приносит ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики стола или шкафа, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.
В обществе бытует мнение, что расстройства аутистического спектра – это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что данный диагноз не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.
Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса.
В заключение предлагаем вам прочитать книгу Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребёнок с аутизмом».
Эллен Нотбом, писатель и журналист, на основе своего опыта воспитания сына с аутизмом простым и понятным языком повествует об особенностях и проблемах, характерных для аутичных детей. Книга дает возможность увидеть и понять мир такого ребенка и причины его "странного" поведения как бы изнутри и показывает, как понимание окружающих может помочь ребенку справляться со многими трудностями. Эллен известна также как автор статей в «Дайджесте аутизма и синдрома Аспергера» и соавтор книги
получившей множество наград, – «1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом Аспергера».
Книга будет интересна родителям, педагогам, психологам, социальным работникам и всем, кто соприкасается с детьми с расстройствами аутистического спектра.