0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

«Аутичный ребёнок. Понимать и принимать»

ежеквартальный электронный дайджест, выпуск 3-й

Информация и сообщения об аутизме бывают настолько противоречивыми, что многим бывает сложно понять: чем же отличается аутист от «обычного» человека? Описание аутизма – это довольно сложная задача, т. к. медицинские исследователи пока не знают, что именно его вызывает, и какие процессы в организме и мозге приводят к этой инвалидности. Другая причина в том, что огромное разнообразие симптомов и проявлений – это сама по себе особенность расстройств аутистического спектра.

В результате, невозможно дать универсальное определение аутизма. Например, у одного человека с аутизмом может быть много сенсорных проблем, включая повышенную чувствительность к громкости и высокому тону звуков, в то время как у другого человека может вообще не быть сенсорной чувствительности.

Другая проблема в том, что подавляющее большинство исследований и описаний данного расстройства посвящены изучению детей и влиянию аутизма на процесс детского развития – игры с ровесниками, образовательные навыки, взаимоотношения в семье и т. д. Хотя симптомы аутизма не меняются после того, как человек с аутизмом становится взрослым, различные проявления аутизма становятся менее или более выраженными в результате изменений в жизненных требованиях. Таким образом, не всегда легко понять, как именно такое комплексное расстройство влияет на жизнь взрослых людей.

Что такое аутизм?

Аутизм – снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию; “уход” от действительности посредством сосредоточения на внутреннем мире.

Первые признаки

Как правило, родители начинают волноваться по поводу развития своего ре-бенка, когда его возраст приближается к двум годам. До этого любые отставания и отклонения можно было объяснить индивидуальными особенностями ребёнка, и можно было рассчитывать на то, что они постепенно устранятся. К двухлетнему же возрасту обычный ребёнок, как правило, владеет простейшими умениями, но даже когда этого не происходит, он всё-таки понимает, что от него хотят взрослые. То же самое и с языком: если и не говорит ещё сам, то понимает обращённую к нему речь.

Попытаемся перечислить особенности в развитии и поведении ребенка, которые у родителей могут вызывать определённые опасения:

– ребёнок не смотрит в глаза;

– говорит о себе в третьем либо во втором лице;

– постоянно повторяет слова, фразы;

– малыш начинал говорить первые слова, но речь пропала;

– не произносит слова, мычит;

– не играет в игрушки и с другими детьми;

– ребёнок погружен в себя, игнорирует других людей, не реагирует на просьбы, не откликается на своё имя;

– трясёт головой, раскачивается;

– ходит на носочках;

– бьёт себя по лицу;

– устраивает истерики, у него возникают приступы агрессии;

– боится незнакомых/чужих;

– пугается звуков, вздрагивает;

– боится света, всё время выключает его.

Если какие-то из этих черт присущи Вашему ребенку, это вовсе не значит, что у Вашего ребёнка аутизм. Однако обратить внимание стоит.

Существует диагностический тест, состоящий из трёх вопросов:

1. Смотрит ли ваш ребёнок в ту же сторону, что и Вы, когда вы пытаетесь привлечь его внимание к чему-то интересному?

2. Указывает ли ребёнок на что-то, чтобы привлечь Ваше внимание, но не с целью получить желаемое, а для того, чтобы разделить с вами интерес к предмету?

3. Играет ли он с игрушками, имитируя действия взрослых? (Наливает чай в игрушечную чашечку, укладывает куклу спать, не просто катает машинку ту-да-сюда, а везет в грузовике кубики на стройку).

Если на все три вопроса ответ отрицательный, у родителей 2-3-летнего ребёнка имеются причины показать его специалисту. Если же наоборот, положительный, то, скорее всего, задержка в развитии речи и освоении навыков имеет другую причину.

Речь и общение

Речь у аутистов появляется, как правило, позже обычных сроков, но дело даже не столько в сроках, сколько в ее специфике. Первым словом аутичного ребенка, как правило, бывает не «мама», «папа», или «дай», а, например, «комбайн», то есть название объекта, который по каким-то причинам произвёл особенное впечатление, и чаще всего это предмет неживой. Когда маленький аутист переходит от отдельных слов к предложениям, они тоже носят скорее назывной характер. Ребенку нравится повторять названия, куски текста из стихов или рекламы, часто он не понимает смысла произносимых предложений. Зная необходимые слова, он не может обратиться с просьбой и не всегда понимает просьбы, обращённые к нему. Встречая нового человека, он долго рассматривает его внешность и в это время совершенно не воспринимает обращённые к нему слова. Маленький аутист не умеет общаться в диалоге. Не задаёт вопросов сам, не может ответить на обращённый к нему вопрос, повторяя его за собеседником. Такое явление называется эхолалией. Ребёнок не употребляет местоимение «я», говоря о себе «не хочешь ехать на трамвае» или «он будет смотреть мультик». Речь, как правило, развивается, и эхолалия может пройти к 4-5, иногда к 7-8 годам, но может задержаться всерьёз и надолго. Как это ни печально, но часть аутистов так и не осваивает устную речь, хотя со временем учится пользоваться альтернативными методами коммуникации.

Поведение маленького аутиста

Ребенок живёт в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом он не стремится поделиться ими с родителями, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками удовлетворения потребностей. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все предметы, которые попадаются под руку, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений или даже отдельных звуков. Трёхлетний малыш может совершенно равнодушно пройти мимо ровесника с дистанционно управляемой машинкой, но прийти в неописуемый восторг при звуке боя часов на соборе.

Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он может бояться пылесоса, его могут пугать шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, которая связана с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть.

Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребёнок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трёх-четырёх блюд, всё остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно убедить завершить занятие, если он чем-то увлечён, уговорить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурные негативные эмоции.

Нейротипичные (т. е. не имеющие отклонений в развитии) дети с удовольствием любят воспроизводить действия взрослых. Девочка берет расчёску и проводит ею по голове; глядя на маму, после еды вытирает рот салфеткой, снимает трубку телефона и что-то говорит. Трёхлетний мальчик крутится возле делающего уроки брата-первоклассника, и, если дать ему карандаш и бумагу, с удовольствием начнет повторять за ним. Вслед за мамой годовалый ребенок гладит упавшего с дивана плюшевого мишку, жалея его. Имитация – это эволюционный механизм, лежащий в основе обучения социально-необходимым навыкам и социальной поддержке. Имитируя, ребенок подает нам сигнал готовности к усвоению навыков, формальных действий, которые постепенно наполняются социально-значимым содержанием.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребёнок не воспроизводит порой даже самых простых, обыденных действий. Когда родители начинают переживать по этому поводу и прибегают к тому, чтобы научить ребёнка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать одежду), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное сопротивление: во-первых, у него отсутствует

мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребёнком не сработает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, которое приносит ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики стола или шкафа, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

autism children1

В обществе бытует мнение, что расстройства аутистического спектра – это нечто ужасное, однако, известные люди с аутизмом – лучшее доказательство тому, что данный диагноз не приговор и что его не надо бояться. В истории человечества, действительно, достаточно людей, сумевших добиться небывалых высот даже с таким диагнозом.

Аутистами были любимые детьми и взрослыми Льюис Кэррол и Ганс Христиан Андерсен, выдающиеся Чарльз Дарвин и Альберт Эйнштейн. Аутистом был Стив Джобс, диагноз РАС имеется и у здравствующего ныне Билла Гейтса.

В заключение предлагаем вам прочитать книгу Эллен Нотбом «10 вещей, о которых хотел бы рассказать вам ребёнок с аутизмом».

autism children2Эллен Нотбом, писатель и журналист, на основе своего опыта воспитания сына с аутизмом простым и понятным языком повествует об особенностях и проблемах, характерных для аутичных детей. Книга дает возможность увидеть и понять мир такого ребенка и причины его "странного" поведения как бы изнутри и показывает, как понимание окружающих может помочь ребенку справляться со многими трудностями. Эллен известна также как автор статей в «Дайджесте аутизма и синдрома Аспергера» и соавтор книги

получившей множество наград, – «1001 идея о воспитании детей с аутизмом и синдромом Аспергера».

Книга будет интересна родителям, педагогам, психологам, социальным работникам и всем, кто соприкасается с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Заключительный выпуск дайджеста, который выйдет в ноябре 2020 года, будет посвящён современным формам, приемам и методам работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве