0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 27 апреля библиотека работает с 9:00 до 19:00;
 28 апреля – с 9:00 до 16:00;
 29 апреля – с 9:00 до 17:00.

 30 апреля, 1 мая – выходные дни.

 Со 2 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

22 декабря 2012 г.

Лена, 17 лет, Тамбов

Вопрос:

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, что значит выражение "Тамбовский волк"??

Ответ:

Уважаемая Лена!


Фразеологическое сочетание (идиома) "тамбовские волки" появилось сравнительно недавно - скорее всего, в конце XIX в.; его не упоминает в словаре В. Даль; нет его и у другого знатока русского языка - С. Максимова, в «Крылатых словах» которого около полутысячи подобных устойчивых поговорочных выражений.

Было устойчивое словосочетание «брянский волк», по аналогии, судя по всему, появился и тамбовский аука. Хотя, по рассказам старейшего краеведа Николая Алексеевича Никифорова, в XVII-XVIII вв. в прицнинских чащобах водились волчьи особи, шкуры которых дорого ценились на международных торжищах. Известно, что после Великой Отечественной войны в Музее королевской гвардии в Англии была выставлена хорошо сохранившаяся шкура, которая якобы принадлежала тамбовскому волку.

По этому поводу существует следующая версия.

В петровское время на торг в Москву охотно приезжали заморские купцы. Среди них были знающие толк в российских товарах, особенно в мехах, английские купцы. Однажды, проходя по торговым рядам, они обратили внимание на огромные волчьи шкуры светло-палевой расцветки. Так, между делом, приобрели три-четыре из них. Возвратясь в Лондон, покупку показали королю, и тот одобрительно отозвался о приобретении, а затем и задумался о том, чтобы один из гвардейских полков экипировать в форму, отделанную волчьим мехом (до этого отделывали медвежьим мехом из Скандинавии). Король дал купцам заказ - купить в России, сколько возможно, волчьих шкур. Один из купцов запомнил, что продавали их прибывшие на торг из какого-то Тамбовского края. Приехав в Москву на следующий год, на осенний торг, купцы отправились искать понравившиеся королю шкуры. Словарный запас русских слов у англичан был невелик, и расспрашивали они своеобразно: «О! Где есть тамбовские волки?» Они имели в виду тамбовских купцов, торгующих волчьими шкурами. Сметливые москвичи сразу поняли, кого они ищут, и тут же окрестили купцов из Тамбова «тамбовскими волками».

Местные жители придерживаются другого мнения по поводу возникновения этого именования. Одна из легенд основана на пограничном положении Тамбова в то время - он находится на стыке лесной и степной зон. Здесь волки, которым не хватало лесной дичи, были особенно лютыми. Земледельцы, не привыкшие к частым встречам со зверем, их очень боялись, так как волки в одночасье могли лишить человека будущего - загрызть скот, а то и самого хозяина. Так же, как и волки, жители тамбовских земель не отличались кротостью и добропорядочностью.

Однако, как свидетельствуют биологи и опытные охотники, нет никакой особой породы тамбовских волков. То есть, «биологическая» версия о происхождении наименования жителей края не выдерживает критики.

К вопросу о «тамбовском волке» не остались равнодушными и представители церкви. Священник А.Кузнецов поведал свою версию.

Около двух веков назад в лесах Сосновского района жил блаженный старец Симеон. Он был суровый аскет-отшельник. Господь наградил Симеона за его жизненные подвиги сверхъестественным даром прозорливости, а также даром мирного общения с дикими зверями, в частности, волками. Этот Симеон иногда приходил в деревню за подаянием, часто с волчонком за пазухой, а стая волков, всегда сопровождавшая его, ожидала у края леса. Грибники и охотники часто встречали его в лесу, окруженного многочисленной волчьей стаей. Говорили, что о смерти праведника узнали по необычному явлению - всеобщему волчьему вою в лесу. Волки долго "поминали" старца своей унылой песней, приводя в жуткое состояние жителей близлежащих сел - Стежек, Пупок (ныне - Советское), Троицкой Вихляйки, Новой слободы и др. Поэтому в народе бытует предположение, что в поговорке «тамбовский волк тебе товарищ» есть тайный смысл покровительства самого Симеона тамбовцам.

Существует также версия, основанная на социальных сюжетах.

Чернозем исстари очень плодородный, а потому, от века к веку, население края множилось. Земля кормила, обувала, одевала и принимала на вечный покой: она была мерилом всей жизни от поколения к поколению. После реформы 1861 г. крестьяне оказались малоземельцами. Что же было делать, чтобы прокормить семью? "Волка ноги кормят" - эта поговорка родилась не от хорошей жизни. И пошел наш предок на промысел в края далекие, где можно было что-то заработать. Отходничество, по переписи 1882 г., было отмечено у большинства крестьянских дворов. Можно представить себе, сколько тамбовских мастеров «колесило» по России! Вот тогда-то и узнали наших предков в разных уголках империи.

Работали артельно или "в товарищах". Выгодные подряды брали сразу "мертвой хваткой", спуску другим не давали. Работали от зари до зари. В последний день работы артель уходила в другое место. Ну, и чего греха таить, не оставляла у заказчика то, что "плохо" лежало. Так что, когда тамбовская артель бралась за работу, из других губерний только "облизывались". Пошли разговоры, родился слух, а молва разнесла по всей России - "волки они и есть волки, тамбовские".

И получилось: раз тамбовский - значит волк. Но это ведь характеристика хватки, напористости и упрямства наших предков. Они, как волки, умели за себя постоять. Плохо ли это?

Существует много версий, которые исходят из отрицательного восприятия волка и отождествления с ним человека. Так, тамбовского мужика издавна воспринимали как какого-то дремучего, отсталого, неотесанного провинциала, погрязшего в своих мелочных интересах, прозябающего в зловонном обывательском болоте, готового удавиться за мешок картошки... Соответственно и окрестили его остро, зло и... на века.

Еще одна версия: в Тамбовскую губернию ссылались "неугодные" власти люди, часто, заключенные. Здесь они выживали, как могли, так как ни города, ни поселения поблизости не было. То есть, эти люди жили словно волки: сами себя одевали, обували, добывали пропитание и имели злой, суровый нрав, как у волков. Есть и такое мнение: во время войн люди с Тамбовщины не делились едой с другими, ели в одиночку, поэтому их и прозвали "тамбовскими волками".

На самом же деле, тамбовский мужик не отличался от питерского, рязанского или саратовского мужика - люди везде одинаковые. Но ярлык - "тамбовский волк" - оказался настолько живуч, настолько укоренился в сознании людей, что сломить стереотип и доказать, что тамбовский мужик совсем другой, невозможно.

Сегодня большинство людей, к сожалению, видит в образе волка только символ серости. В фольклорных произведениях (колыбельные песни, байки, прибаутки, дразнилки, сказки и др.) образ волка весьма не привлекательный. Это какое-то скопище отрицательных качеств: коварный, хитрый, алчный зверь, вор-неудачник, обманщик. В русском языке укоренились выражения "волчьи законы", "волчий билет", "волчий аппетит", "смотреть волком", поговорки типа "с волками жить - по-волчьи выть" и др.

Несмотря на все предрассудки и стереотипы, тамбовские жители добрые и гостеприимные. Такими их сделали условия жизни (социальные, географические, климатические и др.). Не даром же на гербе Тамбова изображены улей и три пчелы, которые символизируют трудолюбие, усердие и терпение. И этот факт ни у кого не вызывает сомнений.

Постепенно меняется представление и о волке. Это умнейший из животных, благородный, вольнолюбивый, смелый. Разве такие качества не могут быть предметом гордости? Возможно, в недалеком будущем, выражение "тамбовский волк" зазвучит иначе, символизируя уважение к лучшим человеческим качествам.

Как относиться к волку, как воспринимать выражение "тамбовский волк" - каждый должен решить для себя сам. Ведь речь идет о смене нашего внутреннего настроя - серые мы и дремучие или умные и активные.

Таким образом, вопрос о происхождении выражения "тамбовский волк" решается давно. Существует множество версий. Некоторые из них далеки от реальности, другие - более похожи на действительность. Но, тем не менее, все они имеют право на существование. Вопрос о происхождении народных наименований жителей регионов России вряд ли будет решен в ближайшем будущем. Эта тема - загадка для будущего поколения краеведов.


Литература:


1. Овсянников И. О "тамбовском волке" / Овсянников И. // Тамб. жиз -2000.-1 июля.

2. Никифоров Н. Тамбовский волк / Никифоров Н. // Город на Цне 1999.-25 авг.

3. Кузнецов А. Легенда о старце Симеоне, Или о том, кому товарищ тамбовский волк / Кузнецов А. // Сосновское слово. - 2002. - 14 июля.

4. Божьев Н. "Тамбовский волк" - кому он товарищ? / Божьев Н. Тамб. вестн. - 1997. - 27 марта.

5. Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий / Ганжи А. М.-М., 2001.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве