8 апреля 2009 г.
Ира, 18 лет, Киев
Вопрос:
Особенности типа "тургеневской девушки" (Наталья Ласунская, Лиза Калитина, Елена Стахова, Марианна).
Ответ:
Наталья Ласунская – открытая, честная и прямая душа, способная к самым высоким идеальным порывам. Экстремальная ситуация обнаруживает в Наталье готовность к самопожертвованию и нравственный максимализм. Героические порывы девушки оказываются преходящими, сама Наталья – подвластной законам житейской обыденности. Когда проходит пора юного энтузиазма, обнаруживается возможность найти счастье в обыкновенном уделе.
Лиза Калитина. В детстве рассказы няни вводят Лизу в мир народных верований, пробуждая в ней мистическую любовь к Богу и готовность пострадать во имя высшей правды. Её душевная жизнь становится воплощением заповедей Нагорной проповеди. Лиза всех любит, жалеет и прощает. Её чувству неведомы сомнение и страх. Но любовь с самого начала осложнена сознанием того, что «счастье на земле зависит не от нас» и что в самом стремлении к счастью есть нечто сомнительное и незаконное.
Лиза признаёт свою любовь к женатому Лаврецкому преступной, воспринимает свою душевную боль как заслуженное наказание и принимает решение о необходимости очистительной жертвы. Чувство личной вины соединяется с ощущением обязанности «отмолить» грехи отцов, искупить позор рабовладения. Намерение уйти в монастырь даётся Лизе нелегко, разрыв с Лаврецким она переживает мучительно, но принятое решение исполняется неуклонно. Она уходит в монастырь на заре жизни, не изведав счастья и не совершив грехов, которые, по нормам христианской морали, требовали бы такого сурового искупления.
Елена Стахова. Молодая русская девушка ищет высокий общественный идеал, ищет человека, способного указать ей путь к этому идеалу. Выбор Елены предопределён особой природой её личности. Для неё нестерпимы нищета, болезни, увечья, самые различные проявления лжи, глупости или слабости – любые противоречия, социальные, духовные. Героиня без колебаний следует велениям чувства, нарушая нормы, принятые в её среде, - вступает в связь с революционером Инсаровым, который на ней не женат, тайно венчается с ним и принимает решение ради него покинуть свою семью и родину. Елена признаёт греховность своего равнодушия к родителям и всю несправедливость ситуации, когда счастье одних оборачивается несчастьем для других. Болезнь и смерть Инсарова Елена воспринимает как возмездие за испытанные ими радости любви. Участие в борьбе за освобождение Болгарии, Елена оценивает не как осуществление идеала, а как расплату за трагическую вину.
Марианна (Синецкая Марианна Викентьевна) знакомится с Неждановым, дружески с ним сходится. Нежданов открывает Марианне свою принадлежность к революционной организации и план «хождения в народ». Марианна выражает готовность стать его женой и принять участие в революционной борьбе. Однако её надежды не оправдываются: она становится свидетельницей полного краха начатой им пропаганды, а затем разочарования Нежданова в революционных идеях и его самоубийства.
Образ Марианны примыкает к ряду тургеневских героинь, это идеалистка, нетерпимая к любым проявлениям несправедливости, жаждующая «деятельного добра» и жертвенного служения ему.
Как и другие «тургеневские девушки» такого типа, она ждёт своего «героя», в её сознании любовь, счастье и подвиг сливаются воедино. Героиня, по слову автора, принадлежит к «особому разряду несчастных существ»: «Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души».
Источник: Русская литература второй половины XIX века [Текст] / под общ. ред. Е. Шкловского. – М.. : Олимп ; АСТ, 1997. – 768 с. – (Энциклопедия литературных героев). См. «Именной указатель».