0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Многоликий Малофеев

«Резцом воспетые натуры»

(станковые портреты)

Удавшийся портрет - это праздник художника. Я, прежде всего, стремился познать человека, за портрет которого брался. Это развивало ещё одно, можно сказать, ше¬стое чувство - чувство сходства будущей работы с оригиналом. И вот когда всё это вместе взятое воплощалось сначала в глине, а затем в конечном материале, можно было судить о том, состоится ли новый праздник.

К. Я. Малофеев

Много сил и энергии требует труд скульптора. К. Я. Малофеев отдавал все свои силы в ра­боте над образами своих героев. Он умел «читать» человека, умел вдохнуть душу в камень.

Основой творческого метода К. Я. Малофеева являлось постоянное обращение к натуре, о чём свидетельствуют и беглые карандашные наброски, и многочисленные этюды, выпол­ненные в гипсе.

Скульптура – это не только творчество, но и тяжёлый физический труд, который не каж­дому по силе. Творческий труд скульптора невозможен без великого терпения, трудолю­бия, силы воли. Предельно точны должны быть движения руки, направления удара резца. Неосторожным движением можно погубить всю скульптуру. Те, кто наблюдал К. Я. Мало­феева за работой, отмечали, что его пальцы летали как птицы, он полностью погружался в творческий процесс.

В своём творчестве Константин Яковлевич обращался к различным материалам (гипс, де­рево, бронза, алюминий, медь, мрамор), умело подчёркивая красоту каждого из них. В 1980-е гг. художник много работал в мраморе, который требует от автора особенного вни­мания, острого чувства формы, точных движений руки.

Ведущее место в творчестве К. Я. Малофеева занимает станковый портрет. Первыми ра­ботами в портретном жанре были поиски типичных черт натуры.

В ранний период творчества скульптор создал свои лучшие однофигурные жанровые ком­позиции: «Доярка» (1960), «Обед» (1963), «Строительница» (1966), «Утро» (1969). В этих ра­ботах художник избегал детальной проработки лица модели. В этих жанровых ком­позициях нет ничего броского, эффектного, но они отличаются естественностью, теплотой и лиризмом. Это говорит об умении автора простыми композиционными приёмами до­стичь впечатления целостности образа. Так, приковывает к себе внимание композиция «Обед» (гипс). Юная колхозница-повариха, одетая в лёгкое летнее платьице, в косынке, то­ропливо и в то же время осторожно шагает, бережно держа в вытянутых руках миску, боясь ненароком расплескать содержимое. Заботливо и несколько напряжено ее лицо, поэтична лёгкая тонкая фигурка.

Работа над портретом в творчестве К. Я. Малофеева – это, прежде всего, незабываемые впечатления от встреч с человеком, личностью, духовно обогащающие художника. Прежде чем создать портрет, скульптор стремился как можно больше узнать о жизни этого человека, о его деятельности, мечтах и надеждах. Он увлечённо и много мог рассказать о каждом, чей портрет ему довелось лепить. Искреннее заинтересованное отношение скульптора к своим героям во многом определяло успех его работ.

Одним из своих лучших ранних произведений К. Я. Малофеев считал портрет коллекцио­нера Н. А. Никифорова (1969), привлекающий тонкой психологической характеристикой обра­за. Энергичными приёмами лепки художник передал и лукавый взгляд, и лёгкую ирониче­скую усмешку в уголках губ человека, живущего миром своих увлечений и привязанностей.

Скульптор создал много заказных портретов, но каждый из них он стремился сделать глубоко и выразительно, «схватить» характер портретируемого. Поэтому все его произве­дения так живы и интересны.

Точное внешнее сходство превосходно сочетается в портретах К. Я. Малофеева с переда­чей внутреннего мира его персонажей. Это свойственно портретам художника Н. И. Ладыги­на (1975), актёра М. И. Правоторова (1979), художника Н. Д. Чеклова (1980) и др.

К. Я. Малофеева привлекали люди особенной судьбы с героическим, сильным характе­ром. К числу лучших портретных работ отнесится бюст лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Л. С. Дёмина (1975). С космонавтом К. Я. Малофеев встречался несколько раз, бывал у него в Звёздном, где выполнил в глине этюд с натуры. Он и стал основой скульптурного портрета. В созданном автором образе слились воедино мужественная стойкость и душевная простота, трезвый расчёт и романтическая устремлён­ность – качества, определяющие профессию космонавта.

К. Я. Малофеев выполнил серию портретов прославленных авиаторов – В. П. Чкалова, А. В. Белякова, С. А. Данилина. Передавая индивидуальность каждого портретируемого, художник выразил и то общее, что присуще всем: внутреннюю одухотворённость, готовность к подвигу.

К. Я. Малофеев создал ряд скульптурных портретов известных учёных, наших земляков: авиаконструктора С. М. Егера (1973), учёного А. Л. Чижевского (1979), лауреата Ленинской и Государственной премий профессора Н. П. Галкина (1983).

Видное место в творчестве К. Я. Малофеева занимает скульптурное изображение за­служенного военного лётчика СССР, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Г. У. Дольникова. Скульптор не только добился большого внешнего сходства, но и отобразил богатый духовный мир этого незаурядного человека.

В 1980-е гг. творческая деятельность скульптора заметно активизировалась. Он выпол­нил серию портретов видных деятелей науки и культуры, отмеченных мастерством и пла­стической завершённостью. Это портреты народного артиста СССР И. Н. Марина (1981), профессора Московской консерватории В. К. Мержанова (1981), врача-хирурга В. Д. Бабенко (1982), артиста В. Л. Щербакова (1984), народной артистки СССР И. К. Архиповой (1987), заслуженного деятеля искусств РСФСР В. А. Галицкого (1987) и др. Искусствовед Тамбовской областной картинной галереи Т. В. Сутормина отмечала, что «художник удивительно тонко чувствует характер каждого портретируемого, умеет уловить и донести до зрителя с помо­щью пластических средств неповторимые особенности личности и сложный процесс вну­тренней жизни человека».

В мастерскойВ. И. ЛенинВ. К.МержановВ. П. ЧкаловГ. В. ЧичеринДояркаИ. Н. МаринЛ. С. ДёминН. А. НикифоровН. И. ЛадыгинН. И. ПравоторовОбедС. М. ЕгерСтроительница

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве