«Резцом воспетые натуры»
(станковые портреты)
Удавшийся портрет - это праздник художника. Я, прежде всего, стремился познать человека, за портрет которого брался. Это развивало ещё одно, можно сказать, ше¬стое чувство - чувство сходства будущей работы с оригиналом. И вот когда всё это вместе взятое воплощалось сначала в глине, а затем в конечном материале, можно было судить о том, состоится ли новый праздник.
К. Я. Малофеев
Много сил и энергии требует труд скульптора. К. Я. Малофеев отдавал все свои силы в работе над образами своих героев. Он умел «читать» человека, умел вдохнуть душу в камень.
Основой творческого метода К. Я. Малофеева являлось постоянное обращение к натуре, о чём свидетельствуют и беглые карандашные наброски, и многочисленные этюды, выполненные в гипсе.
Скульптура – это не только творчество, но и тяжёлый физический труд, который не каждому по силе. Творческий труд скульптора невозможен без великого терпения, трудолюбия, силы воли. Предельно точны должны быть движения руки, направления удара резца. Неосторожным движением можно погубить всю скульптуру. Те, кто наблюдал К. Я. Малофеева за работой, отмечали, что его пальцы летали как птицы, он полностью погружался в творческий процесс.
В своём творчестве Константин Яковлевич обращался к различным материалам (гипс, дерево, бронза, алюминий, медь, мрамор), умело подчёркивая красоту каждого из них. В 1980-е гг. художник много работал в мраморе, который требует от автора особенного внимания, острого чувства формы, точных движений руки.
Ведущее место в творчестве К. Я. Малофеева занимает станковый портрет. Первыми работами в портретном жанре были поиски типичных черт натуры.
В ранний период творчества скульптор создал свои лучшие однофигурные жанровые композиции: «Доярка» (1960), «Обед» (1963), «Строительница» (1966), «Утро» (1969). В этих работах художник избегал детальной проработки лица модели. В этих жанровых композициях нет ничего броского, эффектного, но они отличаются естественностью, теплотой и лиризмом. Это говорит об умении автора простыми композиционными приёмами достичь впечатления целостности образа. Так, приковывает к себе внимание композиция «Обед» (гипс). Юная колхозница-повариха, одетая в лёгкое летнее платьице, в косынке, торопливо и в то же время осторожно шагает, бережно держа в вытянутых руках миску, боясь ненароком расплескать содержимое. Заботливо и несколько напряжено ее лицо, поэтична лёгкая тонкая фигурка.
Работа над портретом в творчестве К. Я. Малофеева – это, прежде всего, незабываемые впечатления от встреч с человеком, личностью, духовно обогащающие художника. Прежде чем создать портрет, скульптор стремился как можно больше узнать о жизни этого человека, о его деятельности, мечтах и надеждах. Он увлечённо и много мог рассказать о каждом, чей портрет ему довелось лепить. Искреннее заинтересованное отношение скульптора к своим героям во многом определяло успех его работ.
Одним из своих лучших ранних произведений К. Я. Малофеев считал портрет коллекционера Н. А. Никифорова (1969), привлекающий тонкой психологической характеристикой образа. Энергичными приёмами лепки художник передал и лукавый взгляд, и лёгкую ироническую усмешку в уголках губ человека, живущего миром своих увлечений и привязанностей.
Скульптор создал много заказных портретов, но каждый из них он стремился сделать глубоко и выразительно, «схватить» характер портретируемого. Поэтому все его произведения так живы и интересны.
Точное внешнее сходство превосходно сочетается в портретах К. Я. Малофеева с передачей внутреннего мира его персонажей. Это свойственно портретам художника Н. И. Ладыгина (1975), актёра М. И. Правоторова (1979), художника Н. Д. Чеклова (1980) и др.
К. Я. Малофеева привлекали люди особенной судьбы с героическим, сильным характером. К числу лучших портретных работ отнесится бюст лётчика-космонавта, Героя Советского Союза Л. С. Дёмина (1975). С космонавтом К. Я. Малофеев встречался несколько раз, бывал у него в Звёздном, где выполнил в глине этюд с натуры. Он и стал основой скульптурного портрета. В созданном автором образе слились воедино мужественная стойкость и душевная простота, трезвый расчёт и романтическая устремлённость – качества, определяющие профессию космонавта.
К. Я. Малофеев выполнил серию портретов прославленных авиаторов – В. П. Чкалова, А. В. Белякова, С. А. Данилина. Передавая индивидуальность каждого портретируемого, художник выразил и то общее, что присуще всем: внутреннюю одухотворённость, готовность к подвигу.
К. Я. Малофеев создал ряд скульптурных портретов известных учёных, наших земляков: авиаконструктора С. М. Егера (1973), учёного А. Л. Чижевского (1979), лауреата Ленинской и Государственной премий профессора Н. П. Галкина (1983).
Видное место в творчестве К. Я. Малофеева занимает скульптурное изображение заслуженного военного лётчика СССР, Героя Советского Союза, генерал-полковника авиации Г. У. Дольникова. Скульптор не только добился большого внешнего сходства, но и отобразил богатый духовный мир этого незаурядного человека.
В 1980-е гг. творческая деятельность скульптора заметно активизировалась. Он выполнил серию портретов видных деятелей науки и культуры, отмеченных мастерством и пластической завершённостью. Это портреты народного артиста СССР И. Н. Марина (1981), профессора Московской консерватории В. К. Мержанова (1981), врача-хирурга В. Д. Бабенко (1982), артиста В. Л. Щербакова (1984), народной артистки СССР И. К. Архиповой (1987), заслуженного деятеля искусств РСФСР В. А. Галицкого (1987) и др. Искусствовед Тамбовской областной картинной галереи Т. В. Сутормина отмечала, что «художник удивительно тонко чувствует характер каждого портретируемого, умеет уловить и донести до зрителя с помощью пластических средств неповторимые особенности личности и сложный процесс внутренней жизни человека».