0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 Уважаемые читатели!

 8 мая библиотека работает с 9:00 до 18:00.

 10 мая – с 9:00 до 17:00.

 12 мая – с 9:00 до 16:00.

 9, 11 мая – выходные дни.

 С 13 мая библиотека работает в штатном режиме.

 

Администрация

 

Карта Тамбовской областиКарта Тамбовской области

Сосновский район

Герб Сосновского района
Герб Сосновского района

Сосновский район расположен в северной и северо-западной части Тамбовской области, центром района является рабочий поселок Сосновка.

Сосновский район один из крупнейших районов Тамбовской области. Он занимает 3 место по численности населения.

Сосновский район – это 83 населённых пункта, где проживают 28 тысяч человек. Большую часть его территории занимают сельскохозяйственные угодья. Здесь работают четыре крупных агрофермы, кроме того, активно развиваются крестьянско-фермерские хозяйства. Помимо растениеводства, довольно серьезно представлено животноводство. Это фермы по разведению кроликов, оленей, овец романовской породы.

Сосновка - посёлок городского типа всего на четыре года младше Тамбова, он был основан в 1640 году и имеет богатую историю. В 18 веке Сосновка принадлежала двум известным фамилиям: князю Ивану Голицыну и генералу Христофору Бенкендорфу.

Разрушенный дом Плевако в Вишневом
Разрушенный дом Плевако в Вишневом
Растов сад
Растов сад
Село Сосновка
Село Сосновка

Первые сведения о Сосновке относятся к XVII веку. В те времена по всей Руси усилился поток переселенцев. Крепостные крестьяне, сбегая от своих хозяев, искали себе новое пристанище. Считается, что первыми поселенцами на реке Сосновочке были рязанские крестьяне с фамилиями: Иванов, Игнатьев, Елисеев и Никитин.

В Сосновском районе в основном преобладает аграрное производство, что аллегорически отображено золотым полем герба и золотым снопом из пшеничных колосьев. Зелёное опрокинутое остриё аллегорически отражает леса Сосновского района, как бы вклинившиеся в поля и сохраняющие тем влагу для сельскохозяйственных растений. Лазоревая волнистая глава, узко окаймлённая серебром - символ того, что в районе протекают крупные реки: Цна, Челновая, Польный Воронеж, а также находятся более 400 озер. Три церковных главки с трилистными крестами - символ православных традиций жителей района и указывает на возрождающиеся храмы, на территории района, а также то, что на территории района находится знаменитый Свято-Никольский монастырь (Мамонтов монастырь). Две зелёные сосновые ветви - гласный символ того, что более пятой части территории района заняты лесами (в основном - сосновыми); а также гласное отражение названия административного центра и одноименного района.

В районном центре из архитектурных и исторических достопримечательностей можно увидеть Крестовоздвиженский храм. В 1836 году владелец части Сосновки Иван Голицын возвел кирпичную церковь в традициях классицизма во имя Воздвижения Креста Господня. Здание храма, отчасти напоминающее европейский собор, благодаря зауженной колокольне и барабанам малых главок, отличается обилием пространства и света.

Самое живописное место Сосновки – это Сосновские бугры. Бугры представляют собой высокий (до 40 метров) склон реки Сосновочка, изрезанный оврагами. Кроме сосен и дубов на буграх произрастают лиственницы, березы. Из растительности преобладают степные виды трав: овсяница, мятлик луговой и узколистный, чабрец, зверобой. На каменистых частях бугров можно обнаружить окаменелости древних подводных обитателей: моллюсков, морских ежей и др. Отсюда открываются потрясающие виды на посёлок и его окрестности, здесь прекрасная площадка для фотосессий, и сюда часто приходит провести время молодежь.

Храм Богоявления Господня (Советское)
Храм Богоявления Господня (Советское)
Храм Воздвижения Креста Господня
Храм Воздвижения Креста Господня

Главная достопримечательность района - Мамонтова пустынь. Монастырь на берегу реки Цны был основан старцем Мамонтом в 1629 году. По преданию, в начале XVII века на берегу озера Глубокого (первоначальное название Святого озера) инок Мамонт нашел чудотворную икону святителя Николая Можайского. Икона представляла собой вырезанную из липового дерева во весь рост фигуру святого высотой примерно 140 сантиметров. Святитель был одет в архиерейское облачение. В правой руке святитель держал меч, а в левой — дарохранительницу.

Свою историю в 1629 году Свято-Никольская Мамонтова пустынь начала в качестве мужской обители, ставшей к середине XVII века одной из богатейших в Тамбовском крае. В ходе екатерининских реформ в 1764 году монастырь был упразднен и закрыт. XX век принес перемены в обитель — в 1912 году в Мамонтовой пустыни была устроена женская  община, а позже, в 1915 году был построен новый трехпрестольный каменный храм в честь святителя Николая Чудотворца.

Монастырь был закрыт после революции, в 1925 году разрушена деревянная Никольская церковь. Священнослужители и монахини монастыря были арестованы, приговорены к различным срокам заключения. Каменный Свято-Никольский храм был разобран на кирпич, деревянные статуи из Мамонтовой пустыни перевезли в Моршанский музей, а чудотворный образ Николы Можайского бесследно исчез. Из лагерей в конце 1950-х годов удалось вернуться только двум монахиням: Ксении (Копыловой) и Анне (Видениной). Они поселились в крохотной избушке на окраине бывшего монастыря. Домик монахинь, сохранившийся до наших дней, и их могилки на местном кладбище стали излюбленным местом посещения паломников.

Сейчас Мамонтова пустынь возродилась как женская обитель, постепенно восстанавливается её архитектурный ансамбль, очищено Святое озеро. В праздник в честь святителя Николая (22 мая) в монастырь съезжаются несколько тысяч верующих и гостей из разных уголков России.

От поколения к поколению в Троицкой Вихляйке передаётся старинная легенда о старце Симеоне, который ушёл от мира и прожил жизнь в глухом лесу, молясь на одном камне и ночуя на другом, а за водой ходил к роднику поблизости. Старец обладал даром прозорливости, исцеления людей от разных хворей и болезней, а также даром общения с дикими животными, в частности, с волками. Иногда Симеон приходил в деревню за подаянием с волчонком за пазухой, а стая волков всегда сопровождала его, ожидала у края леса. Грибники и охотники часто встречали отшельника в лесу, окружённого многочисленной волчьей стаей. По легенде Симеон питался яблоками, которых много в здешнем лесу. Местные верят, что это и есть те самые «молодильные яблоки», о которых рассказывается в сказке. Старожилы вспоминали, что смерть старца была определена по волчьему вою в лесу. После его смерти место, где совершал свои духовные подвиги старец, стало почитаться как святое, а на родник по соседству с желтым камнем отшельника потянулись паломники. В 2011 году родники, расположенные в Челнавском лесу у поселка Троицкая Вихляйка, были освящены. Приезжающие сюда люди верят, что у источников можно исцелиться не только от хворей телесных, но и от душевных недугов.

Атманов угол
Атманов угол
Атмановские кулачки
Атмановские кулачки
Атмановские кулачки. Афиша
Атмановские кулачки. Афиша
Атмановские кулачки
Атмановские кулачки
Атмановские кулачки
Атмановские кулачки

Богоявленская церковь в Советском. Первоначальное название села Верхние Пупки (ударение на первый слог). Происходит от слова «пуп» — курган, по кургану, расположенному недалеко от реки Челновая. В 1960 году село было переименовано в Советское. В 1892 году на средства прихожан была построена Богоявленская церковь. Каменная пятикупольная церковь, украшенная трехъярусной колокольней и шатровыми куполами, является памятником архитектуры.

Два века селом Кулеватово в Сосновском районе владели дворяне Давыдовы, представители легендарного российского рода. Это было одно из процветающих сел губернии. Давыдовы были активными участниками общественной и экономической жизни края. Они являлись связующим звеном между Тамбовом и Петербургом, Москвой, Тулой. Давыдовы были близко знакомы с писателями Л. Н. Толстым и А. К. Толстым, историком В. О. Ключевским, философом В. С. Соловьёвым, режиссёром К. С. Станиславским и др.

С 2002 г. в Сосновском районе в селе Кулеватово проходят ежегодные Давыдовские чтения. Основоположниками и организаторами этого необычного литературного праздника являются внук последнего кулеватовского помещика Михаил Дмитриевич Афанасьев – президент Российской библиотечной ассоциации, директор Государственной публичной исторической библиотеки и его сестра Наталья Александрова. На сегодняшний день Давыдовские чтения стали одним из самых интересных краеведческих проектов на Тамбовщине.

Раз в год в село Атманов Угол Сосновского района съезжается огромное количество людей, чтобы посмотреть на старинную русскую забаву – кулачные бои. Этот массовый праздник уже давно вышел за областные рамки и вошел в топ-200 лучших событий России. Село Атманов Угол – это единственное место в нашей необъятной стране, где сохранились традиции кулачного боя. Поэтому именно здесь с поистине русским размахом проводятся различные поединки.

Сосновский район

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве