0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Уважаемые читатели!

2 ноября библиотека работает с 9:00 до 18:00.

3 ноября библиотека работает с 9:00 до 16:00.

4 ноября библиотека не работает. 

Администрация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Едем, плывём, летим

Разве можно жить в современном мире без транспорта, без автомобилей, велосипедов, поездов, самолётов, кораблей? Когда-то на заре человеческой цивилизации так и было. Но с течением времени, когда жизнь общества усложнялась, люди стали передвигаться на большие расстояния и им потребовались транспортные средства.

Шумерская повозка, около 2 500 г. до н. э.Транспортом называют все средства и технические устройства, обеспечивающие процесс перемещения людей и грузов из одного места в другое. Транспорт может быть сухопутным (наземным или подземным), водным, воздушным, даже космическим. Транспортом можно перевозить грузы, можно пассажиров и его помощью обрабатывают землю и собирают урожай, строят здания и дороги.

Лошадь с телегойВ древности в роли транспорта выступали животные: лошади, ослы, верблюды, олени. На них люди путешествовали и перевозили грузы. Потом сначала изобрели колесо (4-е тысячелетие до нашей эры), затем прикрепили это колесо к деревянной платформе и создали телегу или повозку. И на протяжении тысячелетий лошадь, впряжённая в повозку, были основным сухопутным транспортом человечества. Но люди хотели двигаться быстрее и перевозить всё больше грузов, не полагаясь на выносливость животных. И изобретали новые виды транспорта.

История паровозов

Как ни странно, у паровоза и автомобиля был один общий предшественник. В 1769 году французский инженер Никола Жозеф Кюньо (1725–1804) представил проект повозки «движимой действием водяного пара, образуемого огнём». Эта была машина на трёх деревянных колёсах с паровым котлом и вертикальным паровым цилиндром, который вращал переднее колесо. Чтобы так называемая «телега Кюньо» могла передвигаться, нужно было наполнить котёл водой и разжечь под ним огонь. Скорость движения составляла 4 километра в час. Кюньо предполагал использовать свою повозку в армии для перевозки артиллерийских орудий. Её первое, не вполне удачное, испытание прошло на улицах Парижа в 1770 году. Машина поехала, но врезалась в стену, так как управлять ею было очень тяжело. К сожалению, из-за отсутствия средств изобретатель не сумел доработать и реализовать свой проект.

Паровоз, 1832 г.Несколько позже в 1784 году шотландский инженер-механик Джеймс Уатт (1736–1819) запатентовал первую паровую машину. А в 1804 году английский изобретатель Ричард Тревитик (1771–1833) продемонстрировал первый в мире паровоз. Сначала паровозы использовали в шахтах для перевозки угля. Раньше для этого использовали вагонетки, соединённые в составы, которые передвигались за счёт всё тех же лошадей. К середине XIX века паровоз стал самым важным транспортом в промышленно развитых странах, к концу века общая длина железных дорог превышала миллион километров. Одним из «отцов» железных дорог считается Джордж Стефенсон (1781–1848) английский изобретатель, создатель целой серии паровых локомотивов и строитель первых крупных железных дорог соединивших промышленные центры Великобритании. Стефенсон предложил использовать железные рельсы вместо чугунных, а шпалы делать деревянными. В 1829 году паровоз Стефенсона «Ракета» победил на на Рейнхильских испытаниях локомотивов для дороги Манчестер-Ливерпуль. Уже через 2 года поезда разделили на товарные и пассажирские. Вскоре они приобрели характерный вид: появилась будка для машиниста, осветительные приборы, световые сигналы, котёл стал значительно длиннее, с 1835 году стал использоваться паровозный свисток. Паровозы ставили всё новые рекорды скорости: в 1839 году «Ураган» – 165 километров в час, в 1847 году «Корнуол» – 187 километров в час. В 1833 году на Выйском заводе (современный Нижний Тагил) отцом и сыном Ефимом Алексеевичем (1774–1842) и Мироном Ефимовичем (1803–1849) Черепановыми был построен первый российский паровоз. Он состоял из цилиндрического котла диаметром 914 мм, длинной 1676 мм и из двух паровых лежачих цилиндров в диаметре 178 мм, длиной 229 мм. Грузоподъемность паровоза составляла 3,3 тонны, скорость 13 - 16 км/ч. Некоторое время локомотивы Черепановых использовались только территории завода и позже были заменены на конную тягу.

Карта России и Транссибирской железной дороги, 1896 г. А вот 30 октября 1837 года пассажирский паровоз «Проворный» официально открыл движение на железной дороге между Санкт-Петербургом и Царским Селом. С 1845 года Александровский завод (Санкт-Петербург) начал выпускать первые российские паровозы, В 1851 году открылась двухпутная железнодорожная магистраль Санкт-Петербург–Москва. Проезд между двумя столицами занимал менее 22 часов. Построенная в 1891–1916 годах Транссибирская магистраль связала европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. Паровозы перевозили пассажиров и грузы почти сто лет. Уже в начале XX века начался переход от старых локомотивов к тепловозам и электровозам и в середине века выпуск и эксплуатация паровозов во многих странах были свёрнуты а сами они либо были порезаны на металлолом, либо стали экспонатами музеев.

И сейчас железные дороги имеют много преимуществ по сравнению с другими способами перевозок: высокую грузоподъёмность, надёжность, высокую скорость, с экологической точки зрения, электрифицированные железные дороги более безопасны, чем автомобили.

Каким был первый трамвай?

Поезд Суонси и МамблесаОдновременно с паровозом и междугородней железной дорогой появился ещё один новый вид транспорта: специальная лёгкая железная дорога – трамвай. Первый европейский трамвай был запущен в 1806 году по дороге из Суонси в Ойстермаут (Южный Уэльс, Великобритания) и использовался для перевозки угля и железной руды. В 1807 году здесь были запущены пассажирские поезда. Первый городской трамвай появился в Нью-Йорке в 1832 году благодаря американскому инженеру Джону Стефенсону (1809–1893), спроектировавшему рельсовый омнибус. К 1843 году в городе было 16 маршрутов, трамвайные линии стали появляться и в других крупные города США, а изделиями Стефенсона заинтересовались за рубежом. До широкого использования электричества существовали так называемые конки – небольшие вагончики на рельсах, в которых запрягали лошадей. Они появились в 1830-е годы, в вагон могли поместиться примерно 10-15 человек. Во второй половине XIX века учёные начали Джон Стефенсон и его первый омнибус, 1831 г.экспериментировать с передачей тока по рельсам. Одним из первых в 1876 году русский учёный Фёдор Аполлонович Пироцкий (1845–1898) попробовал такой способ передвижения трамвая на небольшом участке железной дороги. Активно разрабатывались и модели электровозов, двигатели которых работали от тока, передаваемого по проводам. В 1881 году в Берлине (Германия) в первый в мире рейс отправился электрический трамвай производства компании Вернера фон Сименса (1816–1892). Для подачи тока в нём использовались рельсы, вагон имел длину 5 метров, ширину 2 метра, максимальную скоростью 40 километров в час и одновременно перевозил 20 человек. Другим техническим решением было использование канатных трамваев. Вагон по рельсам тянул установленный в конечной точке пути электродвигатель с помощью движущегося стального троса. Первые действующие канатные трамвайные линии были построена в Сан-Франциско (США, 1873 год) и в городе Данидин (Австралия, 1881 год). Вторая успешно функционировала до 1957 года – целых 76 лет. А самой старой трамвайной линией в мире, которая работает непрерывно со дня основания по сегодняшний день, является линия в Новом Орлеане (США), открытая в 1835 году.

Трамвай на льду НевыИсторический трамвай на улицах Нового ОрлеанаВ Санкт-Петербурге первая трамвайная линия появилась в 80-х годах XIX века, а регулярное движение электрических трамваев началось в 1907 году. С 1895 по 1910 годы в зимнее время в Петербурге на замёрзшей Неве работали так называемые ледовые трамваи. Шпалы и рельсы укладывали прямо на льду, в него же вмораживали деревянные столбы для контактного провода, по которому вагонам подавалось электрическое питание. Скорость движения достигала около 20 км/ч, вместимость вагонов – 20 человек. За 15 лет эксплуатации под лёд не провалился ни один трамвай. В Москве первый трамвай поехал 6 апреля 1899 года по маршруту от Страстной площади до Бутырской заставы.

В настоящее время трамваи продолжают свой путь по улицам разных городов по всему миру, во многих местах они сами стали историческими достопримечательностями, привлекающими туристов.

«Метро» и «метрополитен»

10.	Гюстава Доре (1832–1883) «Пассажиры третьего класса на первой линии метро в Лондоне», гравюра, 1872 год10 января 1863 года в Лондоне была запущена первая подземная железная дорога – метро. Её длина составляла 3,6 километра, которые поезд преодолевал за 33 минуты, на пути было семь станций. В быстро растущей столице Британской империи стало слишком тесно, традиционный гужевой транспорт уже не справлялся с потоком пассажиров, которым было необходимо быстро добираться на работу и обратно. План строительства Metropolitan Railway был утверждён в 1855 году, однако из-за нехватки денег реализация проекта сильно затянулась. Подземка имела грандиозный успех: в первый же день ею воспользовалось 30 тысяч пассажиров. В июне 1864 года открылась ещё одна ветка, через несколько лет появилась кольцевая линия длинной 30 километров, позволявшая пересесть с одной подземной трассы на другую. Единственный сохранившийся паровоз первой подземной железной дороги в Лондонском музее общественного транспортаИзначально поезда лондонского метро работали на паровой тяге, в 1890 году её заменили на электрическую. В 1908 году председатель Компании подземных электрических дорог Лондона Альберт Генри Стенли (1874–1948) создал разноцветную фирменную карту метрополитена, которая помогла пассажирам ориентироваться в подземке. В 1911 году для решения проблем очередей на входе в Лондоне появились первые в мире эскалаторы. В 1930-е годы независимые транспортные компании Лондона были интегрированы в единую сеть.

Второй в мире метрополитен был открыт в Нью-Йорке в 1868 году сначала как надземный, а с 1904 года и подземный. После Лондонской среди европейских подземных железных дорог старейшими стали являются метрополитены Будапешта (1896 год), Глазго (1896 год), Парижа (1900 год), Берлина (1902 год), Гамбурга (1912 год).

Вениамин Львович Маковский (1905–1985)Первый поезд Московского метро, 1934 г.Первые предложения по созданию метро в Москве появились ещё в 1875 году, однако до реализации перспективного проекта дело так и не дошло. Московский метрополитен был открыт только 50 лет спустя. 15 июня 1931 года Июньский пленум ЦК ВКП(б) принял решение о сооружении метрополитена в Москве. Разработчиком проектов линий Московского метрополитена и автором первых в СССР работ по технологии подземного строительства был советский инженер-строитель Вениамин Львович Маковский (1905–1985). Первый пробный поезд был запущен по участку «Комсомольская» – «Сокольники» 15 октября 1934. Открытие первой очереди Московского метрополитена от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением от станции «Охотный ряд» до станции «Смоленская» состоялось 15 мая 1935 года. В годы Великой Отечественной войны московский метрополитен работал и как транспортное предприятие и как бомбоубежище. При этом строительство новых линий не прекращалось: в январе 1943 года на 6,2 км был продлён Горьковский радиус от станции «Площадь Свердлова» («Театральная») до станции «Завод имени Сталина» («Автозаводская»), 18 января 1944 введён в действие участок протяжённостью 7,1 км. Арбатско-Покровской линии от станции «Курская» до станции «Измайловская» («Партизанская»), в том же году началось строительство Кольцевой линии. Со временем метрополитен стал основным общественным транспортом столицы.

История велосипеда

Сейчас подземными железными дорогами пользуются миллионы людей в 59 странах мира. А в сети Интернет существует виртуальное Тамбовское метро.

Паровоз (поезд), метро, трамвай – это всё общественные виды транспорта. Но есть замечательный индивидуальное транспортное средство – велосипед. Когда говорят, что не надо изобретать давно созданное, то говорят «хватит изобретать велосипед». Изобретали же велосипед почти весь XIX век.

Велосипед Карла фон ДрезаПервую модель создал немецкий изобретатель Карл фон Дрез (1785–1851). Он придумал двухколёсное приспособление, которое имело руль и сиденье. Из-за отсутствия педалей, для передвижения надо было отталкиваться от земли. Этот пра-велосипед назвали машиной для бега, или дрезиной (по имени изобретателя). В 1817 году фон Дрез проехал или прошёл за час расстояние в 122 километра от г. Мангейм в г. Райнау.

Пьер Лалман на своём велосипеде, 1870 г.В 1839–1840 Киркпатрик Макмиллан (1812–1878) из Шотландии усовершенствовал велосипед, добавив к нему седло педали на заднее колесо. В 1862 году изобретатель Пьер Лалман (1843–1891) установил педали уже на переднее колесо. В отличие от изобретения Макмиллана педали на велосипеде Лалмана нужно было крутить, а не толкать. В 1864 году лионские промышленники братья Оливье вместе с инженером Пьером Мишо поддержали проект Лалмана и начали массовый выпуск нового транспортного средства. Мишо сделал его раму металлической и придумал, как считается, само слово – велосипед. Вскоре велосипед получил широкое Реклама французского велосипеда «Hirondelle» («Ласточка»), 1870-е годы.распространение и продолжал совершенствоваться. В 1867 году англичанин Эдуард Альфред Каупер (1819–1893) разработал колёса велосипеда с металлическими спицами, в 1870 году неожиданно популярными стали велосипеды с колесом и небольшим задним колесом и огромным передним – так называемый «паук» – своеобразный символ транспорта второй половины XIX века. В 1878 году Генри Джон Лоусон (1852–1925) из «Ровер» велосипед Джона Кемпа СтарлиВеликобритании сделал важное усовершенствование – придумал цепную передачу. Через 10 лет в 1888 году шотландский изобретатель Джон Бойд Данлоп (1840–1921) создал резиновые шины, благодаря которым ездить стало гораздо комфортнее. А затем придумали тормоза, механизм свободного хода, подшипники, механизм переключения скоростей. Моделей велосипедов было очень много, но первым современным по конструкции и внешнему виду стал велосипед «Скиталец» (Rover). Он был сделан в 1884 году английским изобретателем Джоном Кемпом Старли (1854–1901) и выпускался с 1885 года. Велосипед Старли получивший название «безопасный велосипед» стал так популярен, что слово Rover во многих языках до сих пор обозначает велосипед. Фирма Rover, со временем ставшая крупным автомобильным концерном, работала до 2005 года. Велосипеды продолжали совершенствоваться на протяжении всего XX века, и в настоящее время очень популярны во всём мире. У него есть даже свой праздник – Всемирный день велосипеда отмечается 3 июня.

Эволюция автомобилей

И всё же основным транспортным средством по праву считается автомобиль – «средство безрельсового транспорта с собственным двигателем».

Несмотря на то, что первые шаги в направлении создания автомобилей были сделаны в начале XIX столетия, эпоха автомобилестроения началась во второй половине XIX века, когда был изобретён и поступил в промышленное производство двигатель внутреннего сгорания, работающий на бензине. Путь к современному автомобилю составил почти 300 лет экспериментов, опытов, воплощения в жизнь оригинальных идей. Очень коротко хронологию первых лет создания автомобиля можно представить следующим образом:

«Автомобиль» Зигфрида Маркуса1807 год – Франсуа де Ривас (1752–1828) создал двигателя внутреннего сгорания, работающего на смеси водорода и кислорода и самодвижущийся экипаж, приводимый в движение подобным мотором;

1864 год – Зигфрид Маркус (1831–1898) первым, кто использовал бензин для приведения в движение транспортного средства;

В 1876 году Николаус Август Отто (1832–1891) воплотил в жизнь свою идею четырёхтактного бензинового (газолиновый) двигателя внутреннего сгорания, который представляет самую распространённую форму современного мотора.

1882 г. – Энрико Бернарди запатентовал одноцилиндровый бензиновый мотор объёмом 122 см³ (7,4 куб. дюйма) мощностью 0,024 л. с. (17,9 Вт) и установил его на трёхколёсный велосипед своего сына, который стал прототипом и автомобиля и мотоцикла.

Старинный автомобиль1885 год – Готлиб Вильгельм Даймлер (1834–1900) и Август Вильгельм Майбах (1846–1926) запатентовали свой первый двигатель, работавший на лигроине (более тяжёлой, чем бензин смеси жидких углеводородов), а также разработали первый из своих бензиновых двигателей. Практически одновременно с ними Карл Бенц (1844–1929) представил трёхколесный автомобиль Benz Patent-Motorwagen. Внешне совсем не похожий на современный, он имел все основные составные части полноценного автомобиля: бензиновый двигатель (объёмом 1,7 л.), системы электронного зажигания и охлаждения, карбюратор и тормоза; управлялся первый автомобиль с помощью Т- образного руля.

1890 год – начала работы по выпуску автомобилей с моторами фирмы Даймлер французской компании «Панар и Левассор». Если в ранних моделях двигатели располагались в задней части или внизу транспортного средства, то в этих новых машинах впервые была применена переднемоторная компоновка кузова.

1891 год – начало автомобилестроения в США: Джон Вильям Ламберт (1860–1952) из Огайо построил работавший на бензине трёхколёсный автомобиль.

1893 год – Бенц создал 4-х колёсную модель «Виктория». Чарльз Дьюриа (1861–1938) в США создал свою версию самодвижущегося экипажа с бензиновым двигателем, позже он учредил первую американскую фирму, производящей бензиновые автомобили – «Duryea Motor Wagon Company». Генри Форд (1863–1947) сконструировал свой первый автомобиль.

1895 год – начался выпуск съемных пневматических автомобильных шин. В Великобритании Фредериком Вильямом Ланчестером (1868–1946) построил один из первых английских четырёхколёсных автомобилей, работающих на бензине, и им и запатентовал дисковый тормоз.

1896 год – Евгений Александрович Яковлев (1857–1898) создал четырёхколёсный легковой автомобиль и продемонстрировал его на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде

Автомобиль «Форд», США, 1910–1920 годы1897 год – Рудольф Дизель (1858–1913) создал свой первый функционирующий двигатель мощностью 20 лошадиных сил при 172 оборотах в минуту. Много позже в 1936 году был запущен в серийный выпуск первый автомобиль на дизельном двигателе – Mercedes-Benz 260 D.

1900-е годы – становление автомобильной промышленности во многих странах (Германия, Франция, Великобритания, США, Россия, Бельгия, Швейцария, Швеция, Дания, Норвегия, Италия).

1903 год – Генри Форд основал свою компанию Ford Motor Company, которая начала выпускать автомобили под маркой «Ford A».

1908 год – начало выпуска знаменитой модели «Ford T».

1910 год – Форд построил и запустил самый современный по тем временам автомобильной завод «Хайленд парк», на котором в 1913 году начался первый эксперимент по использованию сборочного конвейера, существенно ускорившего процесс сборки автомобилей.

1911 год – Чарльз Каттеринг (1856–1978) создал электрический стартер.

1930-е годы – появление первых автомобили с полностью синхронизированной коробкой передач и спортивных моделей. Выпущен первый массовый автомобиль с приводом на передние колёса, построенный на несущем кузове Citroën Traction Avant (Франция).

Автомобиль «Линкольн Континенталь», США, 1976г.У самых первых автомобилей руль представлял собой рычаг, перемещавшийся в горизонтальной плоскости. Так как у большинства водителей правая рука все-таки сильнее и ловчее, они начали садиться слева, чтобы проще было перенести нагрузку на руль. С появлением в самом конце XIX века круглого руля, его начали устанавливать справа, ближе к краю дороги, так проще было выходить из машины. Потом вернули в левую часть автомобиля, чтобы лучше видеть встречный поток транспорта. Первым серийным автомобилем с левым рулем и современной посадкой водителя стал «Ford T» 1908 года.

И так далее и так далее вплоть до сегодняшних дней. Разумеется, история автомобиля ещё не закончена. Изначально очень дорогая игрушка для состоятельных людей за столетие стала банальным массовым средством передвижения для миллионов пользователей. Если первые авто ехали со скоростью примерно 10 км/ч., то современные машины способны превысить 100 км/ч. Автотранспорт широко используется для перевозки людей и грузов. Подавляющее большинство существующих автомобилей это легковые индивидуальные автомобили. В общественном автомобильном транспорте используются автобусы вместимостью свыше 8 пассажиров, троллейбусы (транспорт с электрическим приводом), или электробусы.

Электрокэб конструкции И.В. Романова, 1900 г.Надо заметить, что электромобили появились раньше, чем автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Самый первый электрический двигатель был создан в 1828 году венгерским физиком и изобретателем Аньошем Йедликом (1800–1895). В 1830-е годы появились первые работоспособные электроповозки: первопроходцами были шотландец Роберт Андерсон и американец Томас Дэвенпорт (1802–1851). В 1842 году Андерсон и Дэвенпорт изготовили уже полноценный электромобиль с питанием от перезаряжающихся батарей – аккумуляторов. В 1850-е появились похожие транспортные средства Чарльза Пэйджа и братьев Генри (1826–1895) и Клемента (1831–1901) Студебекер. На Международной электрической выставке 1881 года в Париже представил публике свой электромобиль Густав Пьер Труве (1839–1902). В 1899 инженер-изобретатель Ипполит Владимирович Романов (1864–1944) создал первый русский Камиль Женатци на электромобиле «La jamais Contente» («Всегда недовольный»), 1899 г.электрический омнибус вместимостью 17 пассажиров. В том же году бельгийский гонщик Камиль Женатци (1868–1913) на специальном электромобиле первым преодолел 100-километровый барьер скорости на суше. Первоначально скорость у электрических и бензиновых экипажей была примерно одинаковой. Из-за сложной системы и высокой стоимости подзарядки к началу 1930-х годов спрос на легковые электромобили практически сошёл на нет. Их почти перестали дорабатывать и производить. Но во второй половине XX века интерес к автомобилям на электричестве постепенно стал возрождаться и уже в XXI веке электромобили заняли своё место в потоке автотранспорта.

О самолётах и не только…

Первые полёты на воздушном шареНаверное, нет такой цивилизации, в которой не пытались изобрести летательный аппарат. Модель птицы в Древней Греции (400 г. до н.э.), большой бумажный змей в Китае (VI в.), дельтаплан и простейший парашют в Кордовском халифате в мусульманской Испании (XI в.), разработки Леонардо да Винчи (1480-е годы) – это только самые известные – увы, неудачные – попытки создать средство передвижения по воздуху. Это сейчас воздушный транспорт – самый быстрый и в основном пассажирский вид транспорта. Если практически все современные воздушные суда тяжелее воздуха, то самые первые были легче, и управлять ими были практически невозможно, всё зависело от скорости и направления ветра. Речь идёт о воздушных шарах. Самый первый воздушный шар с людьми на борту (точнее – в корзине) был модным аттракционом. Впрочем, до людей в успешное воздухоплавание были отправлены баран, петух и утка. Авторами аппарата были братья Жозеф-Мишель (1740–1810) и Жак-Этьенн (1745–1799) Монгольфье. В 1783 году они построили воздушный шар из холста, поднявшийся за счёт горячего воздуха на высоту 1500–2000 «Битва при Флёрюсе 26 июня 1794 года», на заднем плане аэростат «l'Entreprenant» («Предприимчивый»)метров за 10 минут. Некоторое время монгольфьеры (так стали называть новое изобретение) были развлечением для смельчаков, до использования их в качестве транспорта тогда дело не дошло. Немного позднее – во время Великой Французской революции воздушными шарами заинтересовались военные. С высоко поднятого аппарата в хорошую погоду видно далеко и зная расположение войск противника можно быстро отдавать приказы. Информация передавалась с помощью почтовых голубей и флажковой сигнализации. Так во время битвы при Флёрюсе (26 июня 1794 года) большую роль в победе над австрийцами сыграл аэростат с названием «Предприимчивый» («l'Entreprenant»). С него осуществлялась координация действий революционных войск под командованием генерала Жана-Батиста Журдана (1762–1833).

Альберто Сантос-Дюмон и 6 полёт дирижабля у Эйфелевой башниТак продолжалось почти сто лет. На смену воздушным шарам пришли дирижабли – уже управляемые летательные аппараты легче воздуха. 13 ноября 1899 франко-бразильский пионер авиации Альберто Сантос-Дюмон (1873–1932) совершил первый успешный полёт на дирижабле собственной конструкции, облетев со скоростью 22–25 км/ч. Эйфелеву башню в Париже. Вплоть до конца 30-х годов XX века дирижабли широко использовались в самых различных целях: гражданских, военных, научных. Например, в 1926 году итальянский исследователь Арктики Умберто Нобиле (1885–1978) на дирижабле «Италия» пролетел над Северным полюсом. Пассажирские дирижабли совершали регулярные перелёты между Европой и Америкой. Это были громадные воздушные корабли с дальностью беспосадочного полёта 10 000–15 000 км, перевозившие груз весом до 90 тонн. На них можно было пролететь над почти половиной Земли. Но после крушения в 1937 г. дирижабля «Гинденбург» от этого вида транспорта решили отказаться.

Дирижабль «Италия», 1928 г.Почти весь XIX век идея самолёта, можно сказать, носилась в воздухе. Ещё в 1799 году английский учёный и изобретатель Джордж Кейли (1773–1857) изобразил эскиз задуманного им летательного аппарата, который был, как ни странно лодкой, над которой под углом предусматривалось размещение неподвижной несущей поверхности – «крыло». Приводиться в движение этот механизм должен был с помощью вёсел, на заднем конце лодки предполагалось поместить крестообразное хвостовое оперение. То есть летательный аппарат содержал основные элементы настоящего самолёта. Другой англичанин Уильям Сэмюэл Хенсон (1812–1888) в 1842 году разработал первый в мире проект со всеми основными элементами самолёта с винтом и мотором. В 1864 году Николай Афанасьевич Телешов (1828–1895) запатентовал проект пассажирского самолёта с паровым двигателем, и в 1867 году проект самолёта с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем под названием «Усовершенствованная система воздухоплавания». Но это были только теоретические разработки.

Модель самолёта Александра Фёдоровича МожайскогоВ 1874 году французский морской офицер Жан Мари Феликс де Ла Круа Дю Тампль (1823–1890) построил в мире полномасштабный (т. е. предназначенный для подъёма человека) самолёт с паровой машиной. Полететь он не смог из-за недостаточной мощности двигателя, но считается, что он всё-таки оторвался на короткое время от земли при разбеге под уклон. В 1882 году русский контр-адмирал Александр Фёдорович Можайский (1825–1890) в Красном Селе под Санкт-Петербургом построил свою версию самолёта, над проектом которого он работал с 1876 года. Сведений об испытаниях крылатой машины не сохранилось, согласно некоторым публикациям аппарат потерпел крушение при попытке взлететь. Снова не хватило мощности. На небольшое время смогли подняться над землёй самолёты с паровыми двигателями авторства француза Клемана Адера (1841–1825) и изобретателя пулемёта Хайрема Стивенса Максима (1840–1916) из Первый полёт самолёта «Флаер-1», 1903 г.США. Но они были не способны совершать устойчивые управляемые полёты. И только в самом начале XX века в 1903 году братья Уилбер (1967–1912) и Орвилл (1871–1948) Райт построили «Флаер-1» – первый в мире самолёт, который смог действительно пролететь небольшое расстояние в 120 футов (примерно 36,5 м.) и пробыл в воздухе 12 секунд. Он работал на бензиновом двигателе с помощью двух деревянных пропеллеров. В 1904 году на усовершенствованных моделях братья впервые в мире выполнили полёт по кругу, в 1905 году – полёт по замкнутому маршруту Николай Егорович Жуковский (1847–1921), 1911 г.длиной в 39 км. Большой вклад в развитие самолётостроения внёс русский учёный-механик Николай Егорович Жуковский (1847–1921). В 1900-е годы он сформулировал теорему, дающую количественную величину подъёмной силы крыла самолёта, определил основные профили крыльев и лопастей самолётных винтов, разработал вихревую теорию воздушного винта. В 1910 году инженер Александр Сергеевич Кудашев (1872–1917) пролетел несколько десятков метров на созданном им самолёте-биплане, первом российском летательном аппарате с бензиновым двигателем. Через несколько дней 16 июня будущий знаменитый авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский (1879–1972) впервые поднял в воздух свой самолёт, а ещё через три дня состоялся полёт биплана с фюзеляжем инженера Якова Модестовича Гаккеля (1874–1945). В том же году Эдуард Ньюпор (1875–1911) представил первый самолёт, у которого фюзеляж был полностью закрыт обшивкой. А первый в мире цельнометаллический самолёт Junkers J1 (Германия) поднялся в воздух 12 декабря 1915 года.

Лётчики Валерий Павлович Чкалов, Георгий Филиппович Байдуков, Александр Васильевич Беляков и авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, 1936 г.В 20-е и 30-е годы ускорился прогресс в технологии самолётостроения и развитие авиационной промышленности по всему миру: открываются исследовательские центры, разрабатываются различные модификации двигателей, строятся новые заводы. В это время самолёты были скорее средством установления различных рекордов, чем полноценным транспортным средством. Первый безостановочный трансатлантический перелёт (Джон Алкок и Артур Браун, 1919 г.), первый одиночный перелёт через Атлантический океан (Чарльз Лнндберг, 1927 г.), первый трансконтинентальный перелёт из Москвы в Ванкувер (США) через Северный Ледовитый океан и Северный полюс (Валерий Чкалов, Георгий Байдуков, Александр Беляков, 1937 г.) и другие. Уже после Второй мировой войны (1939–1945 годы) начала быстро развиваться коммерческая авиация, изначально как грузовая, затем и пассажирская. Началось регулярное авиасообщение со всеми частями света и сейчас слова «воздушный транспорт» прочно ассоциируются исключительно с самолётами.

История водного транспорта

Финикийский корабль (2 в. до н.э.)Если история поездов, автомобилей и самолётов насчитывает пару столетий, то история водного транспорта – несколько тысячелетий. Она началась примерно в 6–4-м тысячелетии до н. э., когда люди освоившись на суше, занялись освоением водной стихии, в первую очередь рек, озёр и ближайших морей. Первые суда были гребными и плыли с помощью вёсел. Прорывом в мореплавании стало изобретение паруса (около 3 тыс. лет до н. э.), ставший до второй половины XIX главным движителем кораблей всех модификаций. Уже в Древнем мире существовали хорошо развитые торговые пути между странами Средиземноморья (Египет, Финикия, Греция, Рим). Викинги ещё в X-XI веках – почти за 500 лет до Христофора Колумба (1451–1506) – добрались до Северной Америки. В Средние века торговый водный транспорт всё активнее связывал страны Монтегю Доусон (1895–1971), «Катти Сарк» и «Фермопилы», XX в.Европы от Балтийского до Чёрного моря, а с эпохи Великих географических открытий (XV–XVI) – и континенты. Изначально по воде в основном перевозили грузы. Широко известны так называемые «гонки на чайных клиперах» в Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) «Корабль у побережья», 1874 г. середине XIX века. Тогда самый популярный и прибыльный восточный товар – чай из Китая в Великобританию доставляли специальные быстроходные корабли – клиперы. Регулярные соревнования проводились с 1859 по 1872 годы, весь долгий путь корабли проходили за 3 месяца. Изобретение парохода в первой половине XIX века положило конец эпохи парусников. Не будем рассматривать весь очень долгий и интересный ход развития морского флота. Сами корабли прошли долгий путь от простейшей выдолбленной из дерева лодки до атомных ледоколов и громадных круизных лайнеров и контейнеровозов – сложнейших инженерных сооружений, оснащённых современными механизмами и электрорадионавигационными приборами.

Правила дорожного движения

Вьючный транспорт, ишакНо вернёмся снова на сушу. Не будем забывать и самые традиционные виды транспорта: вьючный (когда на спине животного прикрепляют вьюки с грузом) и гужевой (когда животных впрягают в повозки). Такой вид транспорта известен с древнейших времён, большую часть истории он был единственным сухопутным средством передвижения: люди ехали верхом на животных, навьючивали их, впрягали в телеги или сани. Только с развитием сети железных дорог в XIX веке, автомобилей и самолётов в веке XX его значение резко сократилось. Они существуют до сих пор в горах, пустынях, лесной и таёжной местности с плохими дорогами и Гужевой транспорт, верблюдтяжёлыми погодными условиями. Здесь по-прежнему, как и много столетий назад различные животные (лошади, волы, слоны, ослы, верблюды, олени, ламы, собаки) верно служат людям.

Где есть транспорт, там есть и правила по которым он функционирует. На железных дорогах существует своя система сигнализации с помощью семафоров, для водных перевозок это маяки, буи, фарватеры, для автомобильного транспорта и пешеходов – правила дорожного движения, дорожные знаки и светофоры.

Римский Форум, реконструкцияПравила дорожного движения возникли очень рано, когда и самих дорог практически не существовало. Первоначально это были своеобразные указатели направления движения: древние люди определённым образом надламывали ветки, делали зарубки на коре деревьев, клали вдоль дорог и тропинок большие приметные камни. После возникновения письменности на камнях стали делать надписи с указанием населённого пункта, в который ведёт дорога. В III в. до н. э. в Древнем Риме начали устанавливать столбы, на которых было высечено расстояние от каждого такого столба до центра столицы – Римского форума, где у храма Сатурна находилась точка отсчёта – бронзовый столб. Расстояние между столбами составляло 10 стадий (1,8 км.), со временем на них стали указывать обозначение поворотов. Бронзовая колесница, Китай, III в. до н.э.Знаменитый римский правитель Юлий Цезарь (100–44 гг. до н. э.) утвердил правила, разрешающие движение колесниц на некоторых улицах только в одном направлении – это первое упоминание об одностороннем движении. Он же запретил проезд колёсного транспорта по Риму в дневное время. Унификация дорожного движения не обошла стороной и другую древнюю цивилизацию: китайский император Цинь Шихуанди (259–210 до н. э.) приказал прокладывать дороги определённой ширины, а различные повозки делать с одинаковой длиной оси. Конечно, регламентация дорожного движения в том или ином виде существовала и развивалась на протяжении многих веков. Известно, что в XVII веке во Франции был выпущен ряд предписаний, согласно которым на перекрёстках улиц и Максим Никифорович Воробьёв (1787–1856) «Почтовый тракт зимой», 1830-е годыдорог должны стоять кресты или столбы для того, чтобы людям было легче ориентироваться. Португальский король Педру II (1648–1706) в 1686 году издал указ, обязывающий устанавливать на улицах Лиссабона специальные таблички, регулирующие проезд транспорта. В России распространение дорожных указателей ввёл император Пётр I (1672–1725). Его указом предписывалось «ставить верстовые столбы крашенные и подписанные цифрами, ставить по вёрстам на перекрёстках руки с надписанием, куда которая лежит». Верстовые столбы появились на всех основных дорогах государства, на них стали наносить в чёрные и белые полосы, что обеспечивало им хорошую видимость в любое время суток.

Сейчас первые правила дорожного движения могут показаться забавными, но они отражали реалии того времени. Например, в России существовало требование, чтобы впереди автомобиля бежал мальчик, криками оповещавший о приближении железного коня. Правила заботливо предписывали водителям сбавлять скорость и даже останавливаться, если их приближение вызовет беспокойство у живых лошадей. С той же целью в Англии машинистам паровых транспортных средств строго воспрещалось пугать лошадей свистками, а выпускать пар из машин можно было только в случае отсутствия лошадей на дороге. В 1865 году в Великобритании было введено ограничение в скорости для машин: не более 3,2 км/ч в городе и 6,4 км/ч за его пределами. При этом экипаж транспортного средства должен был состоять из трёх человек: один управлял, второй следил за топливом, а третий шел на расстоянии 55 м впереди с красным флагом в руках, предупреждая окружающих об опасности. Более привычные для нас правила дорожного движения появились во Франции в 1893 году. В том же году полицейские для указания направления движения стали использовать белые трости, а на автомобилях появились обязательные номерные знаки, на которых указывались цифры, имя и адрес владельца машины.

Столкновение автомобилей, Ванкувер, 1914 г.Более быстрый, чем конный экипаж, автомобиль не мог в случае опасности также быстро затормозить. Широкое использование первых автомобилей повлекло за собой и автомобильные аварии. У них есть своя печальная история. Самой первой считается авария, произошедшая в 1891-м году в Огайо (США). Её устроил Джон Ламберт, который не справился с управлением, налетел на торчащий корень дерева, и врезался в лошадиную повозку. По счастливой случайности обошлось без жертв. Первое в мире дорожно-транспортное происшествие, в котором пострадали люди, было зафиксировано 30 мая 1896 года в Нью-Йорке. Что интересно в аварии участвовали два разных транспортных средства. Во время проведения одних из первых в истории автогонок Генри Уэллс, находившийся за рулём автомобиля, сбил велосипедистку Эвелин Томас. Владелица велосипеда отделалась переломом ноги, а автолюбитель был арестован на несколько суток. А вот виновник первой автокатастрофы с жертвами среди людей избежал наказания. Авария случилась 17 августа 1896 года в Лондоне. Представитель «Англо-французской автомобильной компании» Артур Эдселл (с водительским стажем всего 3 недели) за рулём новой модели автомобиля вдвое превысил предписанную скорость четыре мили в час и сбил Бриджит Дрисколл, 44 летнюю мать двоих детей. На суде жюри присяжных пришло к выводу, что это был несчастный случай, и никаких обвинений Эдселлу и компании не предъявили.

Как курьёзный случай можно добавить ещё один факт: в 1890 годы всё в том же штате Огайо произошло столкновение двух автомобилей, двух единственных на то время автомобилей в штате.

Первые дорожные знакиТак неизбежно возникла необходимость более строго регулировать дорожное движение. Хотя аварии в то время всё же были редкостью, публика на них реагировала очень бурно. Чтобы успокоить общественность, в 1903 году на улицах Парижа были установлены три дорожных знака: «крутой спуск», «опасный поворот» и «неровная дорога». Конечно, этих знаков было недостаточно и процесс создания более безопасной системы дорожного движения начал неуклонно развиваться. В 1906 году представителями европейских стран была разработана «Международная конвенция относительно передвижения автомобилей». В ней прописывались требования непосредственно к автомобилю, Первые московские знаки дорожного движенияосновные правила дорожного движения для пешеходов и автолюбителей, а также вводились четыре дорожных знака: «неровная дорога», «извилистая дорога», «перекрёсток», «пересечение с железной дорогой», которые следовало устанавливать за 250 метров до опасного участка. Документ подписали делегации 68 стран. После ратификации конвенции эти знаки появились и в России. В первом номере журнала «Автомобилист» за 1911 год было напечатано: «Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве с осени настоящего года приступает к расстановке предупредительных автомобильных знаков по шоссейным дорогам Московской губернии. ...Рисунки предупредительных знаков международные, принятые всюду в Западной Европе». Официально в России правила дорожного движения были введены в 1920 году. Они назывались «Об автодвижении по г. Москве и её окрестностям (правила)». В них впервые указано о необходимости водительских прав для всех владельцев автомобилей, был определён скоростной режим движения, который было нельзя превышать.

Впрочем, в дополнение к конвенциональным в каждой стране придумывали свои знаки и правила дорожного движения, что приводило к неразберихе и проблемам при пересечении границ. Требовалась унификация дорожных символов и в 1931 году в Женеве была принята «Конвенция о введении единообразия и сигнализации на дорогах», которую подписали большинство европейских стран, Советский союз и Япония. При этом вплоть до Второй мировой войны (1939–1945) одновременно действовали две системы дорожных знаков: европейская (по конвенции 1931 года) и англо-американская, в которой вместо символов использовались Современные дорожные знакинадписи. В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции по дорогам и моторному транспорту. С 1 января 1961 года стали действовать единые Правила дорожного движения по улицам городов, населённых пунктов и дорогам СССР. Кроме того были введены новые дорожные знаки, так число предупреждающих возросло до 19, запрещающих – до 22, указательных – до 10. С 1973 года появились знаки, которые используются до сих пор, предупреждающие и запрещающие знаки приобрели белый фон и красную кайму. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 300 знаков и свод правил, регулирующих поведение всех участников движения. Надзор за безопасностью дорожного движения в нашей стране с 1936 года ведёт Государственная автомобильная инспекция (в 1998–2024 – Государственная инспекция безопасности дорожного движения).

Первый светофор, 1868 г., ЛондонНеотъемлемой частью системы дорожного движения является светофор. Самый первый светофор появился ещё в 1868 году в Лондоне на площади у здания английского парламента. Он состоял из семафорных стрелок и двух газовых ламп с красными и зелёными стёклами. Стрелки использовались в дневное время: сигнал в горизонтальном положении Один из первых светофоровозначал «Стоп!» в положении под углом в 45° – «Движение с осторожностью!». В тёмное время суток стройство повторяло сигналы регулировщика. Светофор проработал примерно 3 года, а затем фонарь взорвался, ранив дежурного полицейского. После этого случая от новшества решили отказаться. Вновь светофоры появились на улицах городов только через полвека. Произошло это 5 августа 1914 года в американском городе Кливленде. Они переключали красный и зелёный цвет и издавали предупреждающий звуковой сигнал. Сейчас 5 августа отмечается как Международный день светофоров. Очень скоро стало понятно, что светофоры должны работать не автономно, гораздо удобнее соединить их между собой в единую сеть. Такая была создана в 1917 году в городе Солт-Лейк-Сити (США): один оператор вручную менял цвета светофоров сразу на шести перекрёстках. Через 3 года в Нью-Йорке появился первый трёхцветный светофор: к зелёному и красному добавили жёлтый сигнал. В Европе светофоры появились сначала во Франции, затем в Германии, и только в 1927 году светофор вернулся в Великобританию, но не в Лондон, а в небольшой город Вулвергемптон. Долгое время светофоры регулировали только движение транспорта, первый светофор для пешеходов появился в 1952 году в Нью-Йорке и мгновенно распространился по всему миру. В самом конце XX века в 1998 году во Франции внедрили светофоры с обратным отсчётом времени до смены сигнала.

Подвесной светофор на Кузнецком мосту. г. МоскваНовогоднее украшение в виде автоматического светофора, СССР, 1930-е г.Первый светофор в Советском союзе заработал 15 января 1930 года на перекрёстке Невского и Литейного проспектов в Ленинграде, а 30 декабря того же года на углу Петровки и Кузнецкого моста в Москве. Управлялся этот светофор вручную, в 1931 году на том же месте появился автоматический подвесной светофор. По форме он напоминал фонарь со стрелкой, которая указывала на цветное поле, обозначающее режим движения. Существовала даже ёлочная игрушка в виде этой оригинальной конструкции. В то время вместо зелёного цвета мог использоваться синий, сами цвета сигналов располагались в обратном порядке: вверху – синий или зелёный, а красный внизу. Также в 1930-е годы на нерегулируемых перекрёстках устанавливали светофор с одним жёлтым сигналом, направленным во все стороны.

Древнеримская Аппиева дорога, современное состояниеВ дорожном движении важно всё и скорость транспортных средств, и точное следование правилам дорожного движения, и знаки, и светофоры и направление движения. Оно бывает правосторонним и левосторонним. Как следует из названий, при левостороннем движении транспортные средства движутся по левой стороне дороги, при правостороннем – по правой. Соответственно водительское место в автомобиле располагается со стороны встречного потока – слева при правостороннем движении и справа при левостороннем. И в разное время в разных странах движение было организовано по-разному. Сейчас в подавляющем большинстве стран движение правостороннее. Считается, что это связано с тем, что правшей в мире гораздо больше, чем левшей, поэтому оно сформировалось естественным образом. А вот как свидетельствуют археологи, в Древнем Риме движение было левосторонним. В доказательство приводят такие факты. В конце XX века в районе Суиндона (Великобритания) была найдена римская каменоломня на дороге, от которой колея с левой стороны была разбита намного сильнее чем с правой. Кроме того на одном из древнеримских монет датированной 50 г. до н. э. – 50 г. н. э., изображены два всадника, разъезжающихся по левой стороне. Для вооружённых людей левостороннее движение более удобно, так как правая рука свободна и ею можно нанести удар встречному неприятелю. Со временем во многих странах начало складываться правостороннее движение, ведь на узкой средневековой улице, чтобы разъехаться, проще направить телегу или карету на правую сторону более сильной правой рукой. Примерно в XVIII веке стихийная традиция стала законодательной нормой. Леворульный автомобиль «Бентли», Великобритания, 1948 г.Так в России императрица Елизавета Петровна (1709–1762) в 1752 году издала указ о введении в стране правостороннего движения. На другом конце Европы в Великобритании в 1756 году был издан закон, согласно которому экипажам следовало ездить по левой стороне. Впрочем, тогда речь шла о движении только по Лондонскому мосту. За нарушение полагался крупный штраф – 1 фунт серебром. Через двадцать лет так называемый «Дорожный акт» распространил это правило на все дороги королевства, к которым со временем присоединились железные дороги. Позже на левостороннее движение перешли и все английские колонии. В Соединённых штатах Америки движение сначала тоже было левостороннее, но к концу XVIII века произошёл переход на правостороннее движение. Установление правостороннего движения на законодательном уровне в Европе связывают с влиянием Франции. Один из декретов, изданных в годы Великой Французской революции, предписывал транспорту двигаться по правой стороне дороги. Позже Наполеон Бонапарт (1769–1821) закрепил это положение, приказав военным колоннам держаться правой стороны. Эта практика распространилась в странах, попавших под влияние Франции: Голландии, Германских и Итальянских государствах, Польше и Испании. В противостоящих им Англии, Австрии, Португалии, Швеции движение осталось левосторонним. Иногда «левосторонние» страны переходили на новые правила. Так произошло в бывших британских колониях в Африке, они сменили направление движения транспорта под влиянием соседствующих с ними День «Н», Швеция, 03.09.1967правосторонними бывшими французскими колониями. Швеция стала последней из стран континентальной Европы перешедшей на правостороннее движение. Произошло это в 1967 году в так называемый День «Н» от шведского Högertrafik – «правостороннее движение». Страна 4 года готовилась к этому важному событию. 3 сентября 1967 года в 4:50 утра все транспортные средства должны были остановиться, сместиться на правую сторону дороги и в 5:00 продолжить движение. На первое время после перехода был установлен специальный режим ограничения скорости, а водители старались очень аккуратно водить автомобили, так что в первые месяцы после введения новых правил количество дорожно-транспортных происшествий в Швеции резко сократилось.

Карта право- и левостороннего движения в миреВ настоящее время в 140 странах из 190 используется правостороннее движение, а в 53 – левостороннее, при этом за счёт большого числа населения Индии, Индонезии и Пакистана соотношение не такое резкое – 66 % всего населения Земли ездят по правой стороне и 34 % по левой.

Итак, самые разные виды транспорта сопровождают человека на протяжении всей его долгой истории. И теперь благодаря самолёту люди всего лишь за несколько часов могут оказаться в другой части планеты, с помощью автомобилей, поездов и кораблей перевезти людей и грузы на далёкие расстояния и путешествовать в любую точку мира. А об истории других различных изобретений древности можно узнать в 26 номере нашего журнала.

Что можно почитать по этой теме

  1. Автомобили, корабли, самолеты : разд. тома «Техника». – Москва : Аванта+, 2000. – 142 с. : ил. – (Энциклопедия для детей Аванта+). – Текст : непосредственный.
  2. Автомобили. Самолёты. Корабли. – Москва : АСТ, 2013. – 127 с. : ил. – (Моя первая энциклопедия). – Текст : непосредственный.
  3. Арон, К.Д. Едем, плаваем, летаем... / Карл Арон, Святослав Сахарнов ; рис. Э. Беньяминсона, Б. Кыштымова. – Москва : Детская литература, 1993. – 119 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  4. Арсеньева, Дина Идёт по городу трамвай / Дина Арсеньева ; художник Мария Колкер. – 2-е изд. Москва : Настя и Никита, 2020. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. вып. 170). – Текст : непосредственный.
  5. Артёмкина, Дина Радиковна Невероятные трамваи / Дина Артёмкина ; художник Фёдор Усачёв. – Москва : Настя и Никита, 2022. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита ; выпуск 233). – Текст : непосредственный.
  6. Барзотти, Илария Техника : машины, самолёты, корабли и поезда : [от доисторических времён до наших дней] / Илария Барзотти ; [перевод с английского А. Докукиной]. – Москва : АСТ, 2021. – 48 с. : ил. – (Всё обо всём). – Текст : непосредственный.
  7. Волков, С. Пешеходы и машины / Сергей Волков ; [художник В.И. Полухин]. – Москва : Омега, 2014. – 12 с. : ил. – (Про правила дорожного движения). – Текст : непосредственный.
  8. Всё о транспорте / перевод Л. Клюкин. – Москва : TIME-LIFE : Кристина и К, 1994. – 151 с. : ил. – (Познавательная энциклопедия). – Текст : непосредственный.
  9. Гейко, Ю.В. Вокруг света на автомобиле : Дороги, инспекторы и водители мира – километр за километром / Юрий Гейко. – Москва : Эксмо, 2010. – 288 с. – (Юрий Гейко. Всё об авто для начинающих и профи). – Текст : непосредственный.
  10. Грэм, Й. Большая энциклопедия транспорта / Й. Грэм, К. Окслейд ; перевод с английского А. Кириллова. – Москва : Махаон, 2010. – 192 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  11. Девис, Эрил Транспорт: по земле, по дороге, по рельсам / Эрил Девис ; перевод с английского Э. Микоян и М. Лапницкого. – Москва : Росмэн, 1994. – 56 с. : ил. – (Штрихи времени). – Текст : непосредственный.
  12. Дмитрук, В. П. Правила дорожного движения для школьников / В.П. Дмитрук. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. – 160 с. : ил. – (Здравствуй, школа!). – Текст : непосредственный.
  13. Иванов, В.Н. Энциклопедия безопасности дорожного движения / В.Н. Иванов. – Москва : Астрель: АСТ : Транзиткнига, 2006. – 352 с. : ил. . – Текст : непосредственный.
  14. Иванова, Юлия Николаевна Опасные приключения. Уровень : транспорт / Юлия Иванова ; [иллюстратор Полина Годуйко]. – Москва : VoiceBook, 2022. – 32 с. : ил. – (#ШколаЛизаАлерт. вып. 5) (Опасные приключения Веры и Саши. вып. 5). – Текст : непосредственный.
  15. Ивич, Александр Приключения изобретений / Александр Ивич ; художник А. Файдель. – Москва : Детская литература, 1990. – 176 с. : ил. –(Библиотечная серия). – Текст : непосредственный.
  16. Игнатович, Н. Чем опасен транспорт для людей, животных и растений? / Н. Игнатович, Н. Рыбальский. – Москва : Издательство РЭФИА, 1996. – 80 с. (Экологическая безопасность в быту). – Текст : непосредственный.
  17. Качур, Елена Александровна Автомобили и транспорт / Елена Качур ; иллюстрации А. Балатёнышевой, А. Солоделовой. – 4-е изд. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 80 с. : ил. (Детские энциклопедии с Чевостиком). – Текст : непосредственный.
  18. Колёса, крылья и моторы ; [перевёл с английского В. Левин]. – Москва : Махаон, 2014. – 32 с. : ил. – (Discovery Education) (Удивляйся. Учись. Познавай). – Текст : непосредственный.
  19. Кононов, Владимир Михайлович Изобретаем будущее. Прогресс шаг за шагом / Владимир Кононов, Александр Ржешевский ; Российское историческое общество ; [художественное оформление Н. Б. Стешенко]. – Москва : Фонд «История Отечества», 2022. – 240 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  20. Кудишин, И.В. Корабли / И.В. Кудишин ; худож. : М.О. Дмитриев, В.А. Дыгало, В.С. Емышев и др. – Москва : РОСМЭН, 2013. – 96 с. : ил. – (Детская энциклопедия РОСМЭН) (Лучшее – детям). – Текст : непосредственный.
  21. Ликсо, В.В. Корабли / В.В. Ликсо. – Москва : АСТ, 2015. – 128 с. : ил. – (Как это работает?). – Текст : непосредственный.
  22. Ликсо, Вячеслав Владимирович Техника, машины и механизмы / В.В. Ликсо, А.Г. Мерников. – Москва : АСТ, 2021. – 128 с. : ил. – (Большой иллюстрированный 4D-гид для детей). – Текст : непосредственный.
  23. Майорова, Н.О. Мчится поезд : история железных дорог в России / Н. Майорова, Г. Скоков. – Москва : Белый город : Воскресный день, 2014. – 48 с. : ил. – (История России). – Текст : непосредственный.
  24. Малов, В. Корабли и мореплавание / Владимир Малов ; [худож. О. Пархаев]. – Москва : Махаон, 2016. – 128 с. : ил. – (Детская энциклопедия «Махаон»). – Текст : непосредственный.
  25. Мельников, Пётр История колеса. От гончарного круга до шасси авиалайнера / Артём Мельников. – Москва : Центрполиграф, 2021. – 351 с. – Текст : непосредственный.
  26. Низовский, Андрей Юрьевич Сто великих чудес инженерной мысли / А.Ю. Низовский. – Москва : Вече, 2006. – 432 с. : ил. – (100 великих) Текст : непосредственный.
  27. Пегов, Михаил Владимирович Паруса России / Михаил Пегов ; художник Владимир Голубев. – 2-е изд. – Москва : Настя и Никита, 2020. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. вып. 162). – Текст : непосредственный.
  28. Рубец, Алексей Дмитриевич История автомобильного транспорта России : [от телеги до спорткара] / А.Д. Рубец. – Москва : Эксмо, 2008. – 304 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  29. Рыжов, Константин Владиславович Сто великих изобретений / К.В. Рыжов. – Москва : Вече, 2000. – 528 с. : ил. – (100 великих). – Текст : непосредственный.
  30. Рымаренко, Оксана Сергеевна Леонардо да Винчи : великие изобретения и открытия / Оксана Рымаренко. – Москва : Эксмо, 2012. – 240 с. : ил. – (Люди науки). – Текст : непосредственный.
  31. Сахарнов, Святослав Владимирович История корабля / Святослав Сахарнов ; художник Г. Целищев. – Москва : Малыш, 1990. – 127 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  32. Техника вокруг нас : детская энциклопедия ; [редакторы Ю. Феданова, Т. Скиба]. – Ростов-на-Дону : Владис, 2018. – 160 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  33. Улыбышева, Марина Алексеевна От паровоза до «Сапсана» / Марина Улыбышева ; художники: Ольга Громова, Наталия Кондратова, Елена Поповская. – Москва : Настя и Никита, 2021. – 120 с. : ил. – (Настя и Никита). – Текст : непосредственный.
  34. Ушакова, Ольга Дмитриевна Великие изобретения : справочник школьника / О.Д. Ушакова. – Санкт-Петербург : Литера, 2006. – 96 с. – (Словарик школьника). – Текст : непосредственный.
  35. Хибберт, Адам Автомобили. Самолеты. Корабли / Адам Хибберт, Крис Окслейд, Джеймс Пикеринг ; перевод с английского О.И. Калабуховой ; художники С. Энжел, П. Грегори, К. Ховард и др. – Москва : АСТ, 2010 : Астрель. – 256 с. : ил. – (Энциклопедия для мальчиков в вопросах и ответах). – Текст : непосредственный.
  36. Хотеенков, Владимир Федорович История техники : учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.Ф. Хотеенков, Л.Ф. Иванова. – Москва : Вентана-Граф, 2007 .– (Библиотека элективных курсов). – Текст : непосредственный.
  37.  Хэмбл, Р. Корабли, моряки и море / Ричард Хэмбл ; перевод с английского Л.Я. Гальперштейна. – Москва : Росмэн, 1995. – 54 с. : ил. – (Штрихи времени) Текст : непосредственный.
  38. Черненко, Г.Т. От паровоза до магнитоплана : школьный путеводитель / Г.Т. Черненко ; рисунки Т. Канивца. – Санкт-Петербург : А.В.К.-Тимошка, 2006. – 112 с. : ил. – (Узнай мир). – Текст : непосредственный.
  39. Шугуров, Л.М. Автомобили. / Л.М. Шугуров, А.В. Золотов ; худож. А.И. Безменов, Д.Н. Верзун, М.О. Дмитриев и др. – Москва : Росмэн-Пресс, 2007. – 103 с. : ил. – (Детская энциклопедия техники). – Текст : непосредственный.
  40. Шумеева, С.Г. Транспорт / С.Г. Шумеева. – Москва : РОСМЭН, 2015. – 32 с. : ил. – (Самая первая энциклопедия). – Текст : непосредственный.
  41. Энциклопедия кораблей и лодок : всё о кораблях и лодках ; [пер. с англ. К. Бондаренко]. – Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2014. – 125 с. : ил. – (Энциклопедии). – Текст : непосредственный.
  42. Энциклопедия транспорта : всё о транспорте ; [перевод с английского А. Альникина]. – Ростов-на-Дону : Проф-Пресс, 2013. – 125 с. : ил. – (Энциклопедии). – Текст : непосредственный.
  43. Юный исследователь. Автомобили. Мотоциклы. Поезда / перевод Е.В. Комиссарова. – Москва : Росмэн, 1995. – 95 с. : ил. – (Юный исследователь). – Текст : непосредственный.
  44. Я познаю мир. Корабли : дет. энцикл. ; худож. П.Н. Котов, В.М. Губанов ; компьютер. дизайн обл. Ю.А. Хаджи. – Москва : АСТ, 2002 : Астрель. – 399 с. : ил. – (Я познаю мир). – Текст : непосредственный.
  45. Я познаю мир. Транспорт : энциклопедия / автор-составитель С.Н. Зигуненко. – Москва : АСТ : Астрель, 2005. – 396 с. : ил. Текст : непосредственный.

 

bimka16 menu 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве