Вопрос № 1. Как жители Лондона называют свой метрополитен?
Ответ
Лондонский метрополитен, лондонская подземка или London Underground – старейшее и одно из самых крупных метро в мире. Лондонцы называют своё метро The Tube – Труба. Это связано с круглой формой его первых участков, глубоких и прямых.
Первая станция метро в Лондоне открылась в 1863 году – более полутора веков назад! За такой большой срок лондонское метро обросло различными легендами, историями и интересными фактами. Например, чтобы поддерживать такое старое метро в хорошем состоянии, каждый день из него выкачивают 75 миллионов литров воды, которая собирается в тоннелях.
Лондонский метрополитен насчитывает более 270 станций. Их количество постепенно растет, так как сеть расширяется за пределы города.
На всех платформах в метро есть знаменитая надпись Mind the Gap, что означает «Будьте осторожны, обратите внимание на разрыв между платформой и поездом».
И по громкоговорителям пассажирам напоминают, что между поездами и платформами может быть значительное расстояние или щель – gap. Дело в том, что платформы часто имеют изогнутую форму, поэтому и образуются зазоры.
Лондонское метро не очень глубокое. Четыре линии имеют мелкое заложение и семь – глубокое заложение со средней глубиной 20 метров. Некоторые станции не оборудованы эскалаторами, есть только лестницы и лифты. Чтобы экономить энергию, станции в Лондоне строят выше туннелей – в таком случае поезд дополнительно притормаживает при подъезде к станции и разгоняется, когда отходит от платформы.
Вопрос № 2. Зачем у машины зеркала по бокам?
Ответ
Зеркала, которые находятся по бокам машины, называются зеркалами заднего вида. Во время движения водитель должен знать, что происходит не только впереди автомобиля, но и по бокам и сзади. То есть использование зеркал заднего вида способствует улучшению обзора, чем делает езду более безопасной.
Чем больше физические размеры зеркал, тем больше в них видно. С другой стороны большие зеркала — это ухудшения аэродинамики, ненужные завихрения и шумы на трассовых скоростях.
Впервые о зеркалах заднего вида заговорили в начале XX века. Причём, когда именно, точно никто сказать не может, но есть две версии. Одни уверены, что идея принадлежит писательнице Дороти Левитт. Она в своей книге «Женщина и автомобиль» 1909 года рекомендует дамам всегда брать с собой на вождение карманное зеркальце, чтобы посматривать, что происходит сзади машины.
Вторая неподтвержденная теория гласит, что впервые о зеркале заднего вида общественность узнала в 1906 году, когда это небольшое дополнение появилось на автомобиле марки Rolls-Royce.
Первый официальный случай появления зеркала заднего вида на публике зафиксирован в 1911 году на гонках «500 миль Индианаполиса». Автогонщики Рей Харрун и Сайрус Хатчке за несколько минут до старта поставили на свой Marmon Model 32 Wasp зеркало для дополнительного обзора.
Позже Харрун признался, что эту идею он подсмотрел в 1904 г. у водителя двуколки, запряженной лошадью. Кто же в итоге был изобретателем зеркала заднего вида – видимо, мы так и не узнаем.
Иногда наружные зеркала устанавливали не на дверцах, а на передних крыльях. Особенно популярно это было в 1950-е годы, в том числе и в СССР: такая система активно использовалась на ранних Волгах. Однако эти зеркала заднего вида было неудобно регулировать, поэтому такое расположение оказалось не слишком удачным.
Вопрос № 3. Как называется часть самолёта, по которой пассажиры попадают внутрь?
Ответ
Авиационный пассажирский трап — это устройство для входа пассажиров и экипажа в летательный аппарат и выхода из него. Когда совершается посадка на самолёт,стюардесса приглашает подниматься в салон самолёта по трапу. Все мы видели, как торжественно спускаются по таким ступенькам в аэропортах высокопоставленные лица и знаменитости.
По конструкции трапы разделяются на:
- Несамоходные. Состоят из каркаса с боковым ограждением и поручнями, ступеней и верхней площадки.
- Самоходные. По типу привода разделяются на трап с электроприводом и трап с приводом от двигателя внутреннего сгорания.
- Встроенные в здание аэровокзала. По принципу действия разделяются на поворотные и стационарные.
- Встроенные в летательные аппараты. Являются элементом конструкции фюзеляжа — пассажирской дверью. В открытом положении выполняют роль трапа.
Вопрос № 4. Где находится подвесная железная дорога?
Ответ
Нечасто на городских улицах можно увидеть поезд, «плывущий» над головами. Но в скромном немецком городе Вупперталь это главная достопримечательность, привлекающая туристов со всей Европы, и называется она «монорельсовая подвесная железная дорога».
Вуппертальская подвесная дорога была открыта в 1901 году в городе Вупперталь, Германия. Это одна из старейших монорельсовых дорог в мире, до сих пор действующих и по сей день. Протяженность пути составляет чуть более 13 километров, из них 10 проходят над водой – вдоль русла реки Вуппер. Тут конструкция возвышается на 12 м, а над городскими улицами – на 8 м. По маршруту ходит всего 27 вагонов, но их хватает для ежедневной перевозки 80 тысяч людей. Так что вклад этой миниатюрной железной дороги в пассажирооборот города немал.
Вагоны имеют интересную конструктивную особенность. Чтобы увеличить вместимость, их сделали довольно длинными – 24 м. А чтобы обеспечить маневренность в условиях резких поворотов вдоль городских улиц, каждое транспортное средство разделили на две части, соединенные резиновой «гармошкой».
Самое необычное происшествие в истории дороги произошло 21 июля 1950 года. В этот день директор цирка Althoff решил в рекламных целях прокатить на монорельсе слона Туффи. Слона посадили в вагон на станции Alter Markt.
Однако слону идея поездки на монорельсе не понравилась, и он начал проявлять беспокойство. Вскоре после отправления Туффи проломил стенку и выпал из вагона. К счастью, в это время поезд проезжал над рекой. Туффи упал в воду с высоты пяти метров и не получил серьёзных ранений. В ходе инцидента, а вернее в ходе последовавшей после падения слона паники, лёгкие ранения также получили несколько пассажиров.
Сейчас рядом с местом происшествия (между станциями Alter Markt Adlerbrücke) на стене дома нарисован падающий слон.
Вопрос № 5. Кто изобрёл велосипед и как он выглядел в прошлом?
Ответ
Кто и в каком году создал велосипед — вопрос дискуссионный. Некоторые историки приписывают изобретение велосипеда Леонадро да Винчи. Другие утверждают, что первый велосипед сконструировал в России крепостной Ефим Артамонов в 1801 году. Однако официальным годом рождения велосипеда считается 1817-й, когда немецкий барон Карл Дрез оформил патент на Laufmaschine (нем. «машина для пробежек»). Эта модель была деревянной и не имела педалей: чтобы передвигаться, нужно было отталкиваться от земли ногами. В других странах Европы изобретение стало известно как «дрезина». Большой успех новинка имела в Британии, где получила прозвище «денди-хорз» (лошадь для денди). Интерес к этой модели был недолог, однако работы над «изобретением велосипеда» продолжались. Идея передвигаться с помощью своей мускулатуры в несколько раз быстрее, чем того позволяли ходьба или бег, захватила изобретателей. Денис Джонсон предложил регулировать высоту сиденья, а Киркпатрик Макмиллан в 1839–1840 гг. придумал педали. Такая же мысль независимо от него в 1862 году пришла в голову Пьеру Лалману, который запатентовал своё изобретение. Промышленники братья Оливье запустили его в производство, положив начало массовому использованию.
Однако велосипед был всё ещё неудобен — и изобретатели продолжали свои эксперименты. В 1860–1870-х гг. появилась новая модель: «пенни-фартинг» с очень большим передним колесом. Это была довольно опасная конструкция, развивавшая скорость до 25 км/час. Кататься на ней могли только мужчины. Для женщин создали модель велосипеда с тремя колёсами, для парных выездов — велосипеды-тандемы. Постепенно езда на велосипеде вошла в моду в светском обществе, ею увлекались даже коронованные особы.
Первые велосипеды делали из дерева, к середине XIX века они стали металлическими. У колёс появились спицы и резиновые покрышки, а затем устройство дополнила цепная передача. Велосипед постепенно приобретал современные очертания. Окончательное формирование произошло в 1885 году, когда Джон Кемп Старли представил новую модель Rover (англ. «странник»). В отличие от велосипеда «пенни-фартинг», колёса у «Ровера» были одинакового размера, водитель сидел между колёсами и мог крутить педали, передающие усилия на заднее колесо с помощью цепной передачи. Началась золотая эра велосипеда.