Тарасова, В. Н. Коррекционно-развивающее обучение в общем образовании : [Текст] учеб. пособие / В. Н. Тарасова. – М. : ИЛЕКСА, 2010. - 192 с.
Это пособие – результат многолетних исследований по коррекционно-развивающему обучению в специально организованных для этого группах применительно к разным типам городских и сельских школ. В учебном пособии раскрыто современное понимание сущности, структуры, содержания и принципиальных основ коррекционно-развивающего обучения. Дана характеристика учащихся с трудностями в обучении, на которых ориентирован коррекционно-развивающий процесс; предложены рекомендации для эффективной работы учителя в начальной школе.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, учителям коррекционно-развивающего обучения в начальной и базовой школах.
Подробнее
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида [Текст] : учеб. пособие в двух частях. / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 285 с. – (Коррекционная педагогика).
В учебнике рассматриваются вопросы содержания и организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II видов. Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха в различных видах внеурочной деятельности. В книгах рассматриваются вопросы планирования воспитательной работы, организации самоуправления, профориентационной работы, внеклассного чтения, слухоречевой реабилитации, социальной интеграции и другие аспекты воспитательной работы.
Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», будет полезен педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения слуха.
Подробнее
Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст]/ А. Г. Зикеев : учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
В учебном пособии дано описание характерных особенностей развития лексической основы речи младших школьников специальных (коррекционных) образовательных учреждений: детей глухих и слабослышащих, с задержкой психологического развития, с церебральным параличом, с общим нарушением речи, с нарушениями интеллекта, с нарушениями зрения; показаны основные направления работы над словарем этих учащихся.
Подробнее
Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом [Текст] / науч. ред. проф. И. В. Королева. – СПб. : Умная Маша, 2010. – 200 с.
Пособие является частью серии пособий и материалов для родителей детей с нарушенным слухом, разрабатываемых специалистами Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи и РГПУ им. А. И. Герцена. Оно является частью комплексной методики слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха.
Пособие предназначено для развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, пользующихся имплантантами и слуховыми аппаратами. В пособие включены увлекательные игры-упражнения для развития слуха и восприятия речи на слух у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособии приведен словарь важных терминов и понятий.
Комплекс упражнений предназначен для родителей, но может стать полезным и для студентов, обучающихся по специальности «Судропедагогика» и «Логопедия».
Подробнее
Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] : метод. пособие / Н. В. Серебрякова. – СПб. : КАРО, 2009. – 224 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
В основе теоретического и практического материала данного методического пособия лежит положение о том, что ведущая роль в процессе формирования лексики принадлежит овладению семантикой слова и единстве его лексического и грамматического значения. В книге описана авторская методика коррекции нарушений лексики и представлены дидактические игры и задания, направленные на формирование лексической системы у дошкольников с нарушением речи.
Книга окажет практическую помощь студентам отделений логопедии факультетов коррекционной педагогики.
Подробнее
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 560 с.
Автор пособия, обобщив свой двадцатилетний опыт работы, предлагает перспективное планирование комплексной работы всех специалистов в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделено логопедической работе над общими речевыми навыками в средней логопедической группе, работа в которой вызывает особые трудности.
Пособие может быть полезно студентам факультетов коррекционной педагогики педагогических высших учебных заведений.
Подробнее
Тарасова, В. Н. Коррекционно-развивающее обучение в общем образовании : [Текст] учеб. пособие / В. Н. Тарасова. – М. : ИЛЕКСА, 2010. - 192 с.
Это пособие – результат многолетних исследований по коррекционно-развивающему обучению в специально организованных для этого группах применительно к разным типам городских и сельских школ. В учебном пособии раскрыто современное понимание сущности, структуры, содержания и принципиальных основ коррекционно-развивающего обучения. Дана характеристика учащихся с трудностями в обучении, на которых ориентирован коррекционно-развивающий процесс; предложены рекомендации для эффективной работы учителя в начальной школе.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов, учителям коррекционно-развивающего обучения в начальной и базовой школах.
Предложенная автором пособия концепция коррекционно-развивающего обучения дезадаптированных к требованиям обязательной программы школьников позволяет кардинально изменить мотивацию, позицию этих учащихся в учебе и серьезно улучшить результат их учебно-познавательной деятельности. Программа занятий включает не только Госстандарт, но и много интересных дополнительных сведений об изучаемых объектах для расширения предметного кругозора учащихся и обогащения их яркими впечатлениями. Тематика коррекционно-развивающих занятий не привязана к конкретному уроку. Это программа компенсации, коррекции и развития.
В первой главе пособия дается характеристика учащихся с трудностями в обучении, выявляются причины и факторы риска, блокирующие их интеллектуальное, общеличностное развитие и успешное усвоение программы. Освещаются методологические и организационные вопросы формирования профессиональной готовности учителя работать с такой сложной категорией учащихся.
Вторая глава посвящена теоретическим основам коррекционно-развивающего процесса и принципам, на которых он строится. В третьей главе раскрывается содержание программ для групп КРО. Четвертая глава посвящена раскрытию технологий в организации коррекционно-развивающих занятий, организации деятельности учащихся и подготовке учителя к этим занятиям.
В приложениях к пособию предлагается примерная программа изучения личности учащихся группы риска и некоторые варианты разработок коррекционно-развивающих занятий по русскому языку, математике, чтению.
Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида [Текст] : учеб. пособие в двух частях. / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 285 с. – (Коррекционная педагогика).
В учебнике рассматриваются вопросы содержания и организации воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II видов. Представлены инновационные личностно-социально ориентированные педагогические технологии, способствующие активизации речевой, познавательной деятельности и личностной сферы детей с нарушениями слуха в различных видах внеурочной деятельности. В книгах рассматриваются вопросы планирования воспитательной работы, организации самоуправления, профориентационной работы, внеклассного чтения, слухоречевой реабилитации, социальной интеграции и другие аспекты воспитательной работы.
Учебник предназначен для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика», будет полезен педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения слуха.
Овладение мастерством воспитания, методами и формами организации воспитательной работы – важнейшая задача сурдопедагога. В современных условиях возрастают требования к личности самого учителя-воспитателя, к его педагогическому мастерству, профессиональной компетенции. От сурдопереводчиков требуется самостоятельность педагогического мышления, способность взвешенно анализировать различные обстоятельства жизни детей, творчески действуя, принимать верные решения. Путь творческого овладения технологиями воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения слуха сложен, но он является необходимым условием для современного образования.
Зикеев, А. Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ [Текст]/ А. Г. Зикеев : учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений. – М. : Академия, 2002. – 176 с.
В учебном пособии дано описание характерных особенностей развития лексической основы речи младших школьников специальных (коррекционных) образовательных учреждений: детей глухих и слабослышащих, с задержкой психологического развития, с церебральным параличом, с общим нарушением речи, с нарушениями интеллекта, с нарушениями зрения; показаны основные направления работы над словарем этих учащихся.
Овладение детьми с дефектами в развитии лексической основой языка требует решения таких вопросов, как определение места работы над лексикой в системе обучения языку, группировка лексики и определение принципов ее отбора, разработка методической типологии лексики, которая учитывала бы трудности усвоения слов различных категорий. Поэтому одной из первоочередных задач, которые стоят при словарной работе с учащимися, имеющими ограниченные речевые возможности, является формирование или коррекция лексико-семантической стороны их речи.
Методика развития словарного состава в условиях обучения учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений предусматривает различные уровни педагогического воздействия, которые зависят от характера отклонений в развитии учащихся, от этапа работы по развитию речи, от индивидуальных речевых возможностей ученика.
Задача учебного пособия – дать характеристику лексико-семантических возможностей младших школьников с различными отклонениями в развитии; определить место и содержание работы над словом в программе по языку в начальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, наметить направления словарной работы в этих классах и систематизировать эту работу.
Зонтова, О. В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом [Текст] / науч. ред. проф. И. В. Королева. – СПб. : Умная Маша, 2010. – 200 с.
Пособие является частью серии пособий и материалов для родителей детей с нарушенным слухом, разрабатываемых специалистами Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи и РГПУ им. А. И. Герцена. Оно является частью комплексной методики слухоречевой реабилитации детей с нарушением слуха.
Пособие предназначено для развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха, пользующихся имплантантами и слуховыми аппаратами. В пособие включены увлекательные игры-упражнения для развития слуха и восприятия речи на слух у детей дошкольного и младшего школьного возраста. В пособии приведен словарь важных терминов и понятий.
Комплекс упражнений предназначен для родителей, но может стать полезным и для студентов, обучающихся по специальности «Судропедагогика» и «Логопедия».
У ребенка с нарушенным слухом умение слышать и говорить развивается в двух ситуациях: во время ежедневных дел и во время целенаправленных занятий. Проведение занятия в виде игры помогает формированию у ребенка те навыки, которые хуже развиваются в обычных ситуациях общения.
В комплект пособия входят рекомендации и 4 иллюстрированные рабочие тетради, предназначенные для выполнения упражнений по развитию слухового восприятия детей в соответствии с 4 этапами развития слуха. 1 этап – самый простой, связан с умением обнаруживать разные звуки, слышать различия в их звучании, различать звуки по отдельным характеристикам, узнавать их в ситуации ограниченного выбора. 4 этап – самый сложный, предполагает умение понимать речь на слух.
В пособие включены разнообразные увлекательные игры-упражнения для развития слуха и восприятия речи на слух у детей раннего (с 2-х лет), дошкольного и младшего школьного возраста. Они помогут расширить знания ребенка об окружающем мире, развитию у него мышления, внимания, памяти, воображения, моторики. При выборе упражнений для каждого ребенка учитывается возраст, уровень сформированности у него слухового и зрительного восприятия, двигательных навыков.
Серебрякова, Н. В. Развитие лексики у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] : метод. пособие / Н. В. Серебрякова. – СПб. : КАРО, 2009. – 224 с. – (Серия «Коррекционная педагогика»).
В основе теоретического и практического материала данного методического пособия лежит положение о том, что ведущая роль в процессе формирования лексики принадлежит овладению семантикой слова и единстве его лексического и грамматического значения. В книге описана авторская методика коррекции нарушений лексики и представлены дидактические игры и задания, направленные на формирование лексической системы у дошкольников с нарушением речи.
Книга окажет практическую помощь студентам отделений логопедии факультетов коррекционной педагогики.
Проблема формирования лексики у дошкольников со стертой дизартрией является актуальной, поскольку результаты ее разработки важны для многих областей знаний: лингвистики, возрастной психологии, логопедии.
В первой главе книги рассматриваются современные научные представления о стертой дизартрии, раскрываются психологическая и речевая симптоматика, место стертой дизартрии как речевого расстройства, дается дифференциальная диагностика нарушений речи.
Во второй главе представлены закономерности и динамика формирования лексики, раскрываются различные аспекты лексического развития: увеличение объема словаря, формирование структуры значения слова, динамика вербальных ассоциаций, организация семантических полей, развитие словообразования.
В третьей главе представлена методика изучения лексики и словообразования у детей старшего дошкольного возраста.
Четвертая глава посвящена анализу данных, полученных при изучении лексики дошкольников со стертой дизартрией. В этой главе освещаются особенности пассивного и активного словаря, структуры значения слова, состояние словообразования у этой категории детей.
В пятой главе описана авторская методика коррекции нарушений лексики у дошкольников со стертой дизартрией.
В шестой главе представлены дидактические игры и задания, направленные на формирование лексической системы у дошкольников 5-7 лет со стертой дизартрией.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 560 с.
Автор пособия, обобщив свой двадцатилетний опыт работы, предлагает перспективное планирование комплексной работы всех специалистов в средней, старшей и подготовительной к школе группах для детей с общим недоразвитием речи. Особое внимание уделено логопедической работе над общими речевыми навыками в средней логопедической группе, работа в которой вызывает особые трудности.
Пособие может быть полезно студентам факультетов коррекционной педагогики педагогических высших учебных заведений.
Пособие включает три раздела, посвященные логопедической работе в разных возрастных группах – средней, старшей и подготовительной группах. Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Приложения содержат обширный дидактический материал к логопедическим занятиям: стихи, сказки, загадки, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.
|