0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Мир особенного детства

(электронный дайджест, выпуск 1-й)

В последнее время большое внимание стало уделяться проблеме изучения и коррекции различных психических нарушений у детей. Среди них многочисленную группу составляют дети с ментальными нарушениями. Сейчас мы очень часто слышим этот термин. Что же под ним подразумевается? Это различные виды расстройств у детей и подростков аутистического спектра, нарушение внимания с гиперактивностью, задержка психического развития, алалия и многие другие.

Создание оптимальных условий необходимо для воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество ребёнка, имеющего расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения. В первую очередь в этом процессе отводится, конечно же, семье, которая изначально обладает потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для своего чада.

Что же такое ментальное расстройство

Ментальное расстройство (МР) – это психическое заболевание или нарушение психического (интеллектуального) развития, которое ограничивает способность человека работать или обслуживать себя, а также осложняет процесс социализации.

Ментальные нарушения, которые бывают у детей

Аутизм и гиперактивность, задержка психического развития, алалия, расстройства аутистического спектра и некоторые другие особенности развития – это ментальные заболевания. Некоторые считают эти нарушения надуманными, некоторые, наоборот, видят их признаки в любом нестандартном поступке малыша.

Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей:

  • отставание сроков и темпе развития;
  • инертность и пассивность;
  • существенное недоразвитие речевых и моторных функций;
  • примитивность или совершенное отсутствие интересов;
  • снижение познавательного интереса;
  • нарушение динамики эмоций и чувств.

Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, на упорядочение поведения, контактности, развитию мелкой моторики.

Дети, которым поставлен синдром Дауна, имеют не только ментальные нарушения, но и проблемы с физическим здоровьем. Малыши с данным сидромом начинают позже держать головку, сидеть, ходить; их мышцы слабее, чем у сверстников, поэтому они быстрее устают; кроме того, у них достаточно слабый иммунитет, и обычная простуда может привести к серьезным осложнениям.

Чем отличаются нарушения интеллектуального развития и психические заболевания?

Как нарушения интеллектуального развития, так и психические заболевания относятся к ментальным нарушениям, однако возможности лечения и уход за такими людьми отличаются.

Ребятам с нарушениями интеллектуального развития достаточно трудно поддаётся учебная деятельность, и, соответсвенно, они развиваются медленнее, чем остальные. Это состояние обычно выявляется сразу после рождения или в раннем детстве. Иногда это происходит в результате повреждения мозга после перенесенных болезней или травм. Выделяют три степени нарушения интеллектуального развития – легкую, среднюю или тяжелую степень отставания в интеллектуальном развитии. В случае нарушений интеллектуального развития более важны уход, отношение и поддержка.

Если говорить конкретно о психических заболеваниях, например о шизофрении, депрессии, биполярных аффективных расстройствах, анорексии и других болезней, более важную роль здесь играют прием медикаментов и психотерапия. Также болезни разделяются по степени тяжести, они могут стать причиной инвалидности или могут быть такими, с которыми люди успешно уживаются, например легкая депрессия.

Ментальные нарушения могут быть абсолютно разными – психические заболевания отличаются от нарушений психического развития, а также у людей с одним и тем же диагнозом могут быть разные проявления расстройства. Наглядным примером является широкий спектр аутизма – человек с таким диагнозом может обладать высокоразвитым интеллектом и незаметными для постороннего человека нарушениями, а в самых тяжелых случаях человек с аутизмом в течение жизни даже не способен научиться разговаривать. Детям с расстройствами аутистического спектра свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, – так называемое психомоторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные.

Дети с синдромом Дауна также имееют особенности в своём поведении. По характеру они мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы. Если предоставить людям с такими нарушениями необходимую поддержку, то они смогут учиться, успешно интегрироваться на рынке труда и жить полноценной счастливой жизнью.

Если в течение первого года жизни ребёнка установить дисциплину и научить его контролировать свое поведение, это будет способствовать формированию положительных черт характера, развитию успешного социального взаимодействия с различными людьми.

Естественно, что при таких особенностях развития только терпение и последовательные действия, поддерживающие рост малыша, помогут ребёнку приобретать все необходимые для жизни умения и навыки.

Каждый день люди с ментальными нарушениями, с синдромом Дауна в том числе, демонстрируют нам, что они могут преодолевать и компенсировать большинство нарушений. Многие из них ведут яркую, насыщенную жизнь и не считают себя нуждающимися в лечении, а своё состояние – болезнью. А наше общество в свою очередь должно оказать им свою помощь и поддержку.

Мир особенного детства

Владимир Леви «Нестандартный ребенок или Как воспитать родителей»В заключение предлагаем вам прочитать книгу всемирно известного психотерапевта и писателя Владимира Леви «Нестандартный ребенок или Как воспитать родителей».

В книге вы найдете ответы на вопросы, которые даже не задавали себе: об особенностях отношений родителей и детей с ограниченными возможностями здоровья, о трудностях обучения, о проблемах подросткого возраста и многом другом.

Мировой бестселлер о взрослых и детях, о понимании и любви.

 

 

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве