0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Медиация – путь к диалогу

(ежеквартальный информационный дайджест, выпуск III)

В третьем выпуске дайджеста мы подробно расскажем об одном из важнейших направлений медиации. Вы найдёте ответы на основные вопросы, касающиеся применения медиативного метода в современной школе. В конце выпуска будет размещён список основных юридических документов, на основе которых функционирует процесс медиации в российской образовательной среде.

История школьной медиации

Школа – это срез общества и для неё характерны разнонаправленные конфликты: между учениками, между учителями и учениками, между учителями и родителями. Конфликты бывают порой очень жёсткими и чреваты травматическими последствиями для всех сторон. Современное общество осознаёт необходимость формирования новой культуры цивилизованных взаимоотношений в сложных жизненных ситуациях.

Первые попытки применения медиации в школе были предприняты ещё в конце 1970-х годов за рубежом. С тех пор этот метод в тех или иных формах используется достаточно широко в образовательном пространстве многих стран мира.

В нашей стране школьная медиация появилась не раньше 2006 года. Перед российским медиативным сообществом встала задача разработать оригинальный метод с использованием понимающего подхода для образовательно-воспитательной сферы – школьную медиацию. Специалистами Центра медиации и права был проанализирован и обобщён опыт, накопленный в США, Великобритании, Австрии, Германии и других странах, и разработан метод, учитывающий особенности российского образования, семейных отношений и социокультурных условий. При этом метод «Школьной медиации» ориентирован на работу со всеми участниками образовательного и воспитательного процесса.

Цели школьной медиации

Метод «Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Цели метода можно сформулировать следующим образом:

  • создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

  • воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит при-знание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной лич-ности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

  • улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса (семья, воспитатели, педагоги, администраторы воспитательно-образовательных учреждений, психологи, социальные работ-ники, социальные педагоги, школьные инспекторы, дети, подростки, юноше-ство) с помощью медиативного подхода, основанного на позитивном обще-нии, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

Что лежит в основе школьной медиации?

При разработке метода «Школьной медиации был взят за основу медиативный подход, построенный на понимании. В этом подходе априори заложено позитивное отношение к личности и признание за ней права оставаться аутентичной.

В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника, порой в ущерб самим себе. Это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга.

Школьному медиатору важно осознавать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение.

Особенности работы школьной медиации

В каждом образовательном учреждении должно быть пять-шесть школьных медиаторов из числа преподавателей, школьных психологов, социальных педагогов и т. д. Именно они выступают посредниками при урегулировании школьного конфликта, а также обучают детей, родителей, учителей и администрацию школы навыкам позитивного мышления и конструктивного поведения в конфликте. Школьный медиатор наряду с урегулированием конфликтов должен распространять принципы медиации. Ведь главное – предупреждение конфликтов.

Интеграция метода «Школьной медиации» начинается с обучения взрослых основам медиации и умению разрешать споры с помощью этого метода. Однако медиативному подходу и основам медиации важно обучать и детей. Одной из форм медиативного образования детей является создание взрослыми «групп равных» среди младших и старших подростков. Это позволяет активно вовлекать в работу самих детей. Создаются условия для разрешения школьниками из «группы равных» межличностных конфликтов и самореализации. Дети сами становятся распространителями идей медиации.

Чтобы усилить возможности метода «Школьная медиация», в него были интегрированы ещё два очень важных блока. Это блок правового просвещения, в котором предусмотрено регулярное предоставление правовой информации для родителей, детей и всех работников образовательной системы.

Второй блок – это блок нейропсихологии – подход к пониманию того, почему ребёнок не хочет или не может учиться, и как ему помочь. Он разработан для того, чтобы медиаторы и родители, которые будут обучаться или каким-то образом участвовать в программе, знали и умели распознавать в детях проявления, симптомы, с которыми им предстоит работать.

Законодательная база школьной медиации

1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Кроме данного документа процедуру медиации в образовательной среде регулирует ряд нормативных правовых актов Российской Федерации:

  • «Гражданский кодекс Российской Федерации» часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ.

  • «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образова-нии в Российской Федерации».

  • Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2016 N 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р».

  • Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

  • Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2014 N 1430-р «Об утверждении Концепции развития до 2017 года сети служб медиа-ции в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность».

  • «Письмо» Минобрнауки России от 18.11.2013 N ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации» (вместе с «Рекомендациями по организации служб школьной медиации в образовательных организациях», утв. Ми-нобрнауки России 18.11.2013 N ВК-54/07вн).

  • «Письмо» Минобрнауки России от 25.06.2014 N 09-1169 «О направлении рекомендаций (вместе с «Методическими рекоменда-циями по созданию условий для развития деятельности молодежных и детских общественных объединений в целях расширения участия детей в общественной жизни и принятия решений, затрагивающих их интере-сы»).

  • Приказ Росстата от 28.12.2012 N 662 (ред. от 25.12.2015) «Об утверждении системы индикаторов для мониторинга эффективно-сти мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы».

  • Закон Тамбовской области от 06.02.2012 N 113-З «О госу-дарственной социальной помощи» (принят Постановлением Тамбов-ской областной Думы от 27.01.2012 N 359).

  • Закон Тамбовской области от 10.05.2011 N 2-З «Об органи-зации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в от-ношении несовершеннолетних в Тамбовской области».

  • Постановление администрации Тамбовской области от 27.11.2012 N 1471 «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Тамбовской области на 2012 - 2017 годы».

3mediacia1 3mediacia2

При подготовке статьи были использованы материалы с сайта http://www.mediacia.com/.

В IV выпуске дайджеста, который выйдет в декабре 2017 года, вас ждёт обзор интернет-ресурсов, посвящённых медиации.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве