0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

5 января – 100 лет со дня рождения

НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА АРХАНГЕЛЬСКОГО

(1917 – 2005)

В русской, да, наверное, и в зарубежной литературе, как-то так складывалось, что поэтов, прозаиков всегда было больше, чем профессиональных публицистов, литературоведов, критиков и драматургов. При создании региональных писательских организаций это стало особенно заметно. Многие годы в Тамбове был один-единственный драматург – Николай Васильевич Архангельский. Он родился в селе Колюбакино Рузского района Московской области 23 декабря 1916 года по старому стилю, а по новому – 5 января 1917-го. Участник Великой Отечественной войны.

Окончив в 1940 году Воронежский медицинский институт, Николай Архангельский работал в сельской больнице, откуда ушёл на войну. Его фронтовые заслуги отмечены боевыми наградами. Демобилизовавшись, военный хирург приехал в Тамбов и около полувека проработал здесь в железнодорожной больнице.

Николая Васильевича часто спрашивали, в чём он всё-таки видит своё призвание – в медицине или в литературе. Наверное, сама жизнь ответила на этот вопрос: и в медицине, и в литературе он был профессионалом…

Человек высокой эрудиции, он с юных лет интересовался художественной литературой, тянулся к творчеству. Встречи с интересными людьми, богатый жизненный опыт и, конечно, природный дар позволили ему попробовать силы в сочинительстве. Николай Васильевич начал писать пьесы.

Старожилы-театралы помнят, что в 1950-е годы на сцене Тамбовского областного драматического театра имени А. В. Луначарского с большим успехом шли спектакли по пьесам Николая Архангельского «Печать доверия» и «Упорные сердца». Редкий случай, когда театр взял для постановки произведения не профессионального драматурга (членом Союза писателей Николай Васильевич стал в 1960 году). Спектакли имели огромный успех не только у тамбовского зрителя, но и в других областях, куда коллектив театра выезжал на гастроли. «Печать доверия» видели и москвичи. На этот спектакль в столичных газетах были опубликованы похвальные рецензии. Критика отмечала высокую гражданственность произведений драматурга. Это, конечно, не могло не вдохновить автора на создание новых пьес. В 1974 году тамбовский театр включил в свой репертуар ещё одну пьесу драматурга – «Тропинки». Большой успех имели драма «Весна начинается с подснежников» и одноактная пьеса «Советник посольства».

Гораздо позже Архангельский стал известен и как автор рассказов, хотя писал он их тоже с 1950-х годов. Они в разное время появлялись на страницах областных и районных газет, в коллективных сборниках, звучали по радио. Его рассказы, как и пьесы, держат читателя в душевном напряжении, заставляют мыслить, оценивать поступки, задумываться над собственной жизнью.

Многие рассказы Архангельского, вошедшие в книги «Возвращение» (2000), «Право на жизнь» (2001), посвящены медикам. Современный читатель, познакомившись с ними, скажет: «Таких врачей сейчас нет» (или почти нет). Но накал чувств героев, напряжение, с каким читаешь о происходивших событиях, забывая, что перед тобой – книга, а не операционная, не позволяют усомниться в правдоподобности рассказанного писателем.

Запоминается хирург Иван Степанович («Право на жизнь»), который на свой страх и риск делает операцию пожилому человеку, почти не надеясь на благополучный исход. Да и все в хирургическом отделении были уверены в смерти старика. Вот это и возмутило врача, заставило его решиться на операцию. Внутренний монолог хирурга, в котором угадываются черты самого автора, оформляется в одну ёмкую фразу: «Каждый человек имеет право на жизнь, и нельзя ему в этом праве отказывать…» По такому принципу жил и работал врач и писатель Николай Васильевич Архангельский…

Право на жизнь - основной лейтмотив произведений Николая Архангельского, идёт ли речь о человеке или о животном. С этой точки зрения характерен рассказ «Собака». Пёс, попавший от жестокого хозяина к доброму, впервые испытал не страх, а чувство любви и преданности…

Нельзя без волнения читать рассказ «Возвращение». Однажды к известному в городе хирургу привезли мальчика с острыми болями в животе. Врач сразу определил: нужна срочная операция! Но ни мать, ни отец, несмотря на уговоры, согласия на операцию не дали: оказывается, ребёнка «пользовала» соседка, которая лечила своими средствами и, в конце концов, чуть не отравила. И вот по городу прошёл слух, что известный хирург отказался делать мальчику операцию, и он умер. Напряжение в рассказе достигает наивысшей точки, когда слухи дошли до школы, где училась дочь врача. Ей в классе объявили бойкот. С присущим молодости максимализмом она звонит отцу и произносит по телефону обвинительную речь: «Каким же ты оказался жестоким!.. На весь город прославился!.. Стыжусь, что ношу твою фамилию…»

Ничьи бы слова так не ранили хирурга, как слова дочери, с которой у него были дружеские отношения, они любили и уважали друг друга. И вот – такое обвинение да ещё перед сложной операцией…

По ходу рассказа выясняется, что слухи оказались сплетнями, мальчика хирург спас. Дочь, поняв свою ошибку, примчалась в больницу, чуть не попав по дороге под машину. Вроде бы всё встало на свои места. Но сколько характеров проходит через повествование! Сколько выявлено мнимого и настоящего! Неординарная ситуация выявила, кто есть кто…

Николай Архангельский силён внутренними монологами. Он не даёт специальных характеристик персонажам, но по их монологам читатель ясно представляет каждого. В последние годы жизни драматург написал немало рассказов, вошедших в книгу «Тёплые дороги». Есть и не совсем обычные. Удивителен в этом отношении рассказ «Дворняжка». Читатель думает, что это о собаке. Нет. «Дворняжкой» правая рука обозвала левую, перед которой возгордилась до крайности. Рассказ написан в духе русских народных сказок, хотя в нём присутствуют все атрибуты современности. Как тонкий психолог, автор подводит нас к мысли: порознь ничего не получится, дело ладится только вместе.

В рассказе «Тёплые дороги» больше, чем в других, уделено внимания природе, отчётливо видна любовь писателя к русскому полю, ко всему живому, что делает человека нежнее и добрее. Тёплая дорога – это дорога к счастью, к взаимопониманию, к свету…

В жизни писателя встречались и холодные дороги – это, прежде всего, дороги войны, на которых было всё: страдание, жестокость, смерть. Но что бы ни происходило с человеком, он должен оставаться порядочным. На то он и человек. Ему дано право на жизнь, а проживает её каждый по-своему.

Николай Васильевич Архангельский достойно прожил долгую, насыщенную творческим трудом жизнь. Он скончался 19 октября 2005 года в Тамбове, оставив заметный след в медицине и в литературе.

 

Сочинения:

Архангельский Н. В. Упорные сердца. Печать доверия. Зрелость: Пьесы. – Тамбов, 1960.

Архангельский Н. В. Мачеха: Рассказы. – Тамбов: Книжная лавка писателя, 1994 (Рассказ-газета, № 2).

Архангельский Н. В. Возвращение: Рассказы. – Тамбов, 2000.

Архангельский Н. В. Право на жизнь: Рассказы. – Тамбов, 2001.

Литература:

Дорожкина В. Тёплые дороги Николая Архангельского // Архангельский Н. Право на жизнь (Вступ. статья). – Тамбов, 2001. – С. 3 – 8.

Башканков В. Старейший писатель Тамбовщины // Рассказ-газета литературная. – 2002. - № 1 – 4.

Дорожкина В., Полякова Л. Литературная жизнь Тамбовского края XVII – XXI веков: Справочник. – Тамбов, 2006. – С. 51 – 52.

Дорожкина В. Тёплые дороги воина, хирурга, драматурга // Дорожкина В. Тамбовский край талантами богат: Краеведческие статьи и очерки. В 2-х томах. Том 1-й. – Тамбов, 2016. – С. 229 – 234.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве