0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

16 февраля – 95 лет со дня рождения

СЕМЁНА СЕМЁНОВИЧА МИЛОСЕРДОВА

(1921 – 1988)

Известный далеко за пределами своей малой родины Семён Семёнович Милосердов родился в посёлке Семёновка Тамбовской губернии. Вскоре семья переехала в Тамбов. Здесь будущий поэт окончил среднюю школу №5, поступил в Саратовский университет имени Н. Г. Чернышевского, но завершить учёбу не удалось: началась Великая Отечественная война. Много фронтовых дорог прошёл молодой боец. В бою под городом Севском, на Брянщине, он был тяжело ранен, находился на оккупированной территории. Не долечившись, Семён Милосердов уходит в партизанский отряд, который позже влился в действующую армию. На белорусской земле, под Гомелем, Семён Милосердов получил серьёзное ранение и в 23 года стал инвалидом. На фронтовых дорогах, в госпиталях, в минуты озарения он писал стихи, мечтал о литературной деятельности. После демобилизации поступил в Литературный институт имени А. М. Горького: осуществилась давняя мечта! Но в 1949 году его незаконно репрессировали, и пришлось ему изведать ещё и горечь сталинских лагерей.

Тема войны – неотъемлемая часть творчества поэта. Во сне и наяву ему постоянно слышался «отзвук раскалённого набата»:

Сколько ж будут сны такие длиться?
До моей последней, знать, черты.

Не могла не найти отражения в творчестве поэта и лагерная тема:

Отобрали волю,
Посадили в клетку.
Лагерною зоной
Обернулся мир…

Его «запретка» продолжалась шесть лет, после чего Семён Милосердов был реабилитирован, вернулся в Тамбов, работал в районной газете. Стихи его постоянно появлялись во всех местных изданиях. Первый сборник стихотворений «Зори степные» увидел свет в Тамбове в 1960 году. В 1963-м его приняли в Союз писателей СССР. Много сил и времени отдавал Семён Семёнович работе с молодыми литераторами. Он создал в Тамбове литературно-творческое объединение «Радуга», которым руководил до конца своих дней.

Любовь к малой родине, неотделимой от большой, он пронёс через всю жизнь. Во многих стихах и поэмах поэт воспел природу родного края, его людей, которых любил беззаветно. Главный мотив поэзии Семёна Милосердова, по его собственному признанию, - мотив «восхищения и света»: это поле утренней чистоты, которой наполнены стихотворные строки. Поэт всегда находился «во власти стихии солнца и стиха». Он и названия своим книгам давал не модно-абстрактные, а такие, которые свидетельствовали о его любви к России, к людям, к родному Черноземью: «Ржаные венки», «От солнца до ромашки», «Земной простор», «Хлебный ветер», «Присягаю берёзам». Читаешь и с первых же строк узнаёшь родной Тамбовский край:

Березняка светящаяся кромка
Дыханьем сентября обожжена…

В каждом сборнике Семёна Милосердова звучит тема Родины – большой и малой, тема человека-труженика. Отчётливо слышится «степей разноголосье», видится луна, которая, «как вызревшая дыня, спит в ржаной соломе на боку». Поэт передаёт запахи и звуки, помогает увидеть красоту и богатство страны и в то же время не позволяет забывать, что «знала Россия и горечь полыни».

Стихи Семёна Милосердова проникнуты ощущением неразрывной связи человека с землёй, на которой он трудится. И оттого, что сам поэт близок к этой земле, что он свой в любом селе, в любой деревне, стихи читаются легко. Они даже не читаются, а льются, как золотое зерно на большом току. И так просторно и светло становится на душе, словно ты сам приобщаешься к добрым делам, которые творит человек. Простота и образность – вот что свойственно поэзии Милосердова. У него не найдёшь таких «сверх оригинальных» рифм и выражений, когда, прочитав написанное, долго думаешь: а что же всё это означает? И уж, конечно, нет той избитости, какая даёт пищу для многих пародий. Кажется, поэт вовсе и не подбирает рифму, не придумывает образные выражения - они сами приходят в стихи, делая их запоминающимися, а главное – заставляющими по-новому, глазами поэта, посмотреть вокруг себя и увидеть всю красоту, услышать, как звучит осенняя тишина.

Присягнув когда-то берёзам, Семён Милосердов присягнул всему, что связано с Родиной. Он верен присяге, своей теме – верен труду и труженику. У автора - «ненасытные очи: / Всё им мало земной красы – / Света августа звёздной ночи, / Луга, мокрого от росы»; у него - «ненасытные руки: / Не устали сеять и жать, / Опоясывать лесом яруги, / Срубы ставить, рычаг держать».

Во вступительной статье к сборнику «Люби меня, люби» (Тамбов, 1991) его составитель – вдова поэта Любовь Михайловна Горина – написала: «…читатель прежде всего знал Семёна Семёновича как поэта хлебного поля, воспевающего людей “особой пробы, которых называют “хлеборобы”, на чьих плечах и держится земля”. Эту тему поэт считал главной для себя… Назначение своей музы он видел в том, чтобы “тихой песней земной” поднять до звёзд “русый колос ржаной”, подчеркнуть предопределяющее значение крестьянского труда для Отечества, его судьбоносность.

В неотделимости от земли собственных закатов и рассветов, в признании “пахотной России” черпал С. Милосердов силы для своего творчества…

Однако “власть земли” была не единственной темой поэзии С. Милосердова. Его творчество богато и разнообразно: философские стихи, стихи на исторические темы, размышления о судьбе России, русском национальном характере, особенно ярко проявляющемся в драматические моменты истории страны, - от татарского ига до сталинизма; поэтические портреты любимых деятелей литературы и искусства от А. Пушкина до П. Антокольского, пародии, эпиграммы, подражания маститым и малоизвестным широкому читателю собратьям по перу. И среди всего названного – строки любви…»

Да, стихов Милосердова о любви читатели знали меньше, чем о земле, о природе, о хлебе. Конечно, и в любовной лирике присутствуют цветы и деревья, белые метели, черёмуха и сирень – вся наша удивительная природа. Да и как без неё? Без неё – это уже не любовь:

Опять сквозь белые метели
По январю, по февралю –
Лишь только б лыжи звонко пели –
Приеду. Выдохну: «Люблю…»

Из множества поэтических сборников Семёна Милосердова в Москве вышел только один – «Хлебный ветер» (1981). Остальные – в Воронеже и в Тамбове. Да он и не стремился в столичные издательства. Во-первых, знал, что поэту, живущему в провинции, непросто издать книгу в столице; во-вторых (и это было главным в данной проблеме) - он был необыкновенно скромным: и когда не имел ни одного сборника, и когда их было уже достаточно много. Он не кичился членством в Союзе писателей, хотя, безусловно, гордился этим. Но не меньше, а может, и больше, гордился тем, что был членом Союза журналистов. Работе в газете поэт отдал много лет жизни. И первые его стихи были напечатаны именно в газете.

Не раз слышал Семён Милосердов советы отправляться в Москву, «пробивать» сборники. В таких случаях неизменная ироническая улыбка освещала его лицо. С горчинкой, правда, улыбка. Обычно он молча отмахивался, а как-то взял да и написал стихотворение «Пребываю в тени». В нём он не только ответил на все советы о поездках в столицу, но и ещё раз подчеркнул предназначение поэта, которое не зависит от места жительства:

Может быть, не всем мой голос слышен,
Но без усилителя пою.
С каждым годом пребываю ближе
К людям и цветам в родном краю.

После кончины Семёна Милосердова – 4 декабря 1988 года - вышли четыре сборника стихов и поэм, составленные вдовой поэта. Она же готовила его стихи для публикации в журналах «Наш современник», «Подъём». Её воспоминания о Семёне Семёновиче полны светлой памяти и великой любви к поэту и человеку. Любовь Михайловна Горина действовала так, как, наверное, ни одна комиссия по литературному наследию. Результат? Сборники «Белые колокола» (1991), «Люби меня, люби» (1991), «России чистая душа» (1993), «Нюансы» (Эпиграммы, пародии, подражания; 2001)…

Много испытаний было в жизни Семёна Милосердова. Он перенёс голод и холод, войну и колючую проволоку. Но ни окопы, ни окрики часовых, ни мерзость бараков не ожесточили его, не вытравили в нём нежную душу лирика. Она светится в каждой его строке, полная любви и желания взаимности. Родниковая свежесть стихов пробуждает благородные чувства, желание стать выше, лучше, значительнее, любить и быть любимым:

Всё ж на грани смерти и запрета,
Проверяя душу на разрыв,
Полный восхищения и света,
Я пронёс о Родине мотив.

«Мотив о Родине» стал основным и в книге Семёна Милосердова «Халцедон», вышедшей в Тамбове в 2007 году в серии «Литературные родники Тамбовского края»…

Волшебством веет от стихов этого поэта: они завораживают, и так не хочется выходить из этого мира – берёзового, грачиного, листопадного, пронизанного светом нежной, ранимой, вечно влюблённой души:

О, сколько в мире доброты!
Острей любви предощущенье.
И прорастают сквозь каменья
Невероятные цветы…

Сочинения:

Милосердов С. С. Люби меня, люби: лирика. – Тамбов, 1991.

Милосердов С. С. России чистая душа: избранная лирика. – Тамбов, 1993.

Милосердов С. С. Нюансы: эпиграммы, пародии, подражания. - Тамбов, 2001.

Милосердов С. С. Халцедон: стихи (серия «Литературные родники Тамбовского края»). – Тамбов, 2007.

Литература:

Тамбовские даты-1991: рекомендательный библиографический указатель. – Тамбов, 1990. – С. 9 – 10.

Горина Л. М. «Звёзды, вечность и миг моего бытия…» Вступительная статья к сборнику: Милосердов С. С. России чистая душа. – Тамбов, 1993. – С. 5 – 16.

Овсянников И. И. Поэт русской послевоенной голгофы. В кн.: Овсянников И. И. Судьба и память. – Тамбов, 2009. – С. 85 – 95.

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве