0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

  

 

Во что играли наши предки

Погремушка и мишка Тедди, Неваляшка, Матрёшка и Барби, шахматы и мячик, «Монополия» и бирюльки, лото и лапта, лошадка-качалка... Фигурки животных и людей, настольные игры и конструкторы, из дерева и металла, пластмассы и ткани, резины и бумаги, механические, электронные… Список можно продолжать до бесконечности. Всё это игры и игрушки.

bimka29 timemachine1Какими бы разными не были игрушки, от простых и незатейливых предметов до настоящих произведений искусства и сложных созданий с искусственным интеллектом, они по-прежнему развлекают и радуют своих владельцев.

И хотя у историков не единого мнения о том, как появились первые игрушки и игры, все они считают, что игрушка была неотъемлемой часть жизни первобытных людей, у которых они имели культовое значение, и только позднее стали предметом, предназначенным для детей. Сначала их делали из подручных природных материалов: ракушек, камней, веток деревьев, костей животных, затем появились металлические и глиняные игрушки. Некоторые из них сохранились до наших дней.

Самыми древними игрушками можно считать погремушку, мяч и куклу. Они существуют и широко используются и в наши дни.

Древнеегипетская погремушка, 2 тыс. до н.э.Одна из старейших найденных погремушек была создана примерно в 2 300 году до н. э. в Египте. Она сильно отличается от современных аналогов, по сути это настоящий музыкальный инструмент, который называется систр. Его использовали в ритуалах, посвящённых культу богини Исиды. Систр обычно украшали изображением кошки, а изготавливали из золота, кости и бронзы. В упрощённом виде систр стал погремушкой, успокаивающей расплакавшихся детей. Такие погремушки делали из металла, глины в виде фигурок зверей, птиц или шариков с камушком или бусинками внутри. Постепенно погремушка распространилась по всему средиземноморью. Впрочем, аналогичные игрушки были и у детей в доколумбовой Америке. Так при раскопках древнего города Пахатен (территория современного Перу) была обнаружена погремушка, сделанная из морской раковины. Индейские племена использовали игрушку для отпугивания злых духов, а для детей она была любимым развлечением.

китайские мячи XII–X веках до нашей эрыДругая очень древняя игрушка – мяч. Он почти не изменился с тех незапамятных времён, когда два малыша живших 13 800 лет назад бросали глиняный мяч, от которого остались небольшие вмятины на полу пещеры. Мячики были широко распространены во всём Древнем мире. В Египте их мастерили из кожи и льна, набивали соломой и семенами и катали по полям. Это был своеобразный обряд плодородия. Обряд трансформировался в игру, участники которой делились на две команды и пытались загнать мяч палкой в ворота. Древние греки считали, что круглый мяч похож на солнце. Для них это была и игрушка и важное приношение богам. У американских индейцев мяч был священным символом солнца, луны и земли. До наших дней сохранились мячи, сделанные австралийскими аборигенами.

Лошадка на колесах, Древняя Греция, керамика, 950-900 до н.э.Но первое, что приходит в голову, когда произносят слово игрушка – это кукла. Не исключено, что кукла самая первая игрушка в мире. Известно, что детёныши шимпанзе (причём исключительно девочки) играю с палочками, очень похожими на примитивные куколки. Они нянчат их и носят с собой. Шимпанзе – наш ближайший родственник в мире животных и, по мнению учёных, многое в их поведении могло совпадать с поведением наших далёких предков. Как и другие первые игрушки, куклы, скорее всего, были изготовлены в ритуальных целях. Их делали из костей животных или камней. Это были фигурки людей и зверей. А вот в Древнем Египте куклы были уже не только культовым предметом, но и настоящей забавой для детей. Это были деревянные или керамические фигуры с руками и волосами из нитей и бусинок. У некоторых из них были подвижные челюсти, например известен игрушечный крокодил, который всё ещё может «кусаться».

В Древней Греции делали куклы из воска или глины, а в Риме даже из драгоценных металлов и янтаря. До наших дней дошла древнегреческая игрушка – лошадка на колёсах, сделанная в 950–900 годах до нашей эры. С похожими лошадками увлечённо играют и современные дети.

Глиняная свистулькаНа территории Индии археологи находили куколок-обезьянок и свистульки в форме птичек. Игрушки-свистульки часто находят и при раскопках древнерусских поселений. Они лепились из глины в виде птиц и использовали для обрядов призыва весны, свистом глиняных птичек прогоняли от дома злых духов. Но постепенно свистульки в виде самых различных животных стали просто занятной игрушкой.

тряпичная куклаУ некоторых древних народов было не принято делать у кукол лица. Считалось, что кукла с лицом может приобрести душу и навредить ребёнку. У славян куклы были, прежде всего, оберегами. Их часто клали в люльки, чтобы уберечь младенцев от злых духов. Так же поступали, когда человек заболевал: в постель к нему помещали куклу, чтобы болезнь перешла на неё, потом куклу сжигали. Их делали из соломы, ткани, мха и других подручных материалов, часто они были очень условными фигурами и ребёнок сам домысливал, кто его любимая игрушка: крестьянка или царевна. Более натуралистичные куклы делали из папье-маше: плотной массы из бумаги, гипса и клея. Долгое время самые красивые куклы хранились в шкафу, а дети не столько играли, сколько любовались ими. В Средние века (примерно с XIV века) в некоторых западноевропейских странах появились куклы, по которым состоятельные люди узнавали последние модные тенденции. По преданию, во время одной из многочисленных войн между Францией и Англией через пропускной пункт на линии фронта был выписан пропуск для куклы одетой и причёсанной по новейшей парижской моде. Такие куклы-манекены стоили громадных денег, к ним собирали коллекции одежды и обуви и целые кукольные дома с мебелью и посудой, сделанных из дорогих пород дерева, стекла, серебра и фарфора.

Мишка ТеддиМассовое производство игрушек появилось только в XIX столетии. В 1879 г. Маргарет Штайфф из Германии сшила несколько забавных зверушек для своих племянников в подарок на Рождество. Они так понравились друзьям и знакомым Маргарет, что пришлось открыть небольшую мастерскую по пошиву игрушек. Через несколько лет мастерская превратилась в фабрику игрушек «Steiff». В 1901 году Маргарет запатентовала игрушку–мишку, который опирался на все четыре лапы, а через год появился первый плюшевый мишка – игрушка, до сих пор обожаемая детьми и взрослыми во всём мире. В том же 1902 году американский президент Теодор Рузвельт (1858–1919) на охоте отказался стрелять в медвежонка. История попала в газеты и стала темой для многочисленных карикатур. Одна предприимчивая женщина украсила витрину своей лавки куклой-медвежонком, сшитым из ткани и набитым опилками и названным в честь президента. Новая игрушка стала невероятно популярной, и у плюшевых мишек сначала в Америке, а затем и в Европе появилось имя – Тедди.

БарбиЕщё у одной всемирно известной куклы есть своё имя. Это Барби – самая популярная и продаваемая кукла в истории. Если до её появления большинство кукол изображали пупсов и маленьких девочек, то Барби это «взрослая» женщина. Её придумала Рут Хэндлер (1916–2002), наблюдая за играми своей дочери и её подруг. Она решила, что такой персонаж более подходит для разыгрывания сюжетов из взрослой жизни.

первая матрёшкаСуществует игрушка, которая прочно ассоциируется с Россией. Это, безусловно, матрёшка. Появилась она немногим более 100 лет назад, и мы знаем имена её создателей. В конце XIX века купец Анатолий Мамонтов (1840–1905) открыл в Москве магазин-мастерскую «Детское воспитание», в котором изготавливали и продавали игрушки по образцам со всех уголков страны и в том числе из-за границы. Однажды Мамонтову привезли из Японии фигурку божества счастья и долголетия Фукурумы. Она состояла из семи частей: сам Фукурума, а внутри ещё шесть богов. Русский токарь-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин (1876–1956) и художник Сергей Васильевич Малютин (1859–1937), увидев японскую игрушку, изготовили самую первую русскую матрёшку из восьми разных фигурок, вставляющихся одна в другую. Самая большая – крестьянская девушка в платке держала в руке чёрного петуха, следующая – корзинку, третья – серп, четвёртая – миску с едой, пятым был маленький мальчик, шестой – девочка с братиком, седьмая – снова девочка, а восьмая – младенец в пелёнках. В 1900 году эта матрёшка была награждена бронзовой медалью на Всемирной выставке в Париже. Сначала матрёшек делали в Сергиевом Посаде, затем их стали мастерить и у других регионах страны. Изготовление матрёшки сложный, тонкий и самое главное – бесконечно творческий процесс, ведь двух одинаковых матрёшек не бывает.

неваляшкаЕщё одна знаменитая игрушка непосредственно связана с Тамбовской областью. Это неваляшка или ванька-встанька. Кукла-неваляшка состоит из двух полых шаров, в нижнем из них находится специальный утяжелитель, а центр тяжести куклы расположен так, что как бы её не повернуть или положить на бок, она всегда выпрямляется. Похожие игрушки делали в Китае с VI века, откуда они пришли в Японию, где стали символом удачи и успеха. Японская дарума – это кукла из дерева или папье-маше, сначала хозяин рисует её один глаз и загадывает желание. Когда желание исполнится, даруме дорисовывают второй глаз и ставят на почётное место в доме, а если в течение года оно не сбылось, то её безжалостно сжигают. Из Азии сувениры-неваляшки попали в Европу и стали популярной забавой для самых маленьких детей. В России прообразы неваляшки – «кувырканы», расписанные яркими красками, появились ещё в начале XIX века. Но невероятно популярной неваляшка стала в Советском Союзе, она была у многих советского ребёнка. Считалось, что с ней полезно играть малышам, которые только начинают развивать координацию движений. Механизм неваляшки усовершенствовала команда инженеров под руководством Ивана Петровича Ефимкина (1923–2013), который в послевоенные годы работал технологом на игрушечной фабрике. А производят эту милую куклу на Тамбовском пороховом заводе в городе Котовске. В 1957 году на военном заводе решили использовать для гражданских нужд целлулоид из отходов порохового производства. Позже перешли на бесцветную и прозрачную пластмассу. К началу 1960-х было произведено уже более миллиона неваляшек, которые широко экспортировались по всему миру. Неваляшка популярна и сейчас, в Котовске ей стоит памятник.

В какие игры играли наши предки

игра в лаптуЕсть целая группа старых игр, которые не просто увлекательны, но и полезны для здоровья, так как игра может проходить в постоянном движении на свежем воздухе. К ним в первую очередь относится лапта. Это русская народная командная игра с мячом и битой. Она очень похожа на английский крикет и американский бейсбол. Правила лапты очень просты: ударом биты нужно послать мяч как можно дальше и пробежать поочерёдно до противоположной стороны и обратно, не дав противнику «осалить» себя пойманным мячом. За удачные пробежки команде начисляются очки, выигрывает та команда, которая набрала больше всего очков. Упоминания о лапте встречаются в памятниках древнерусской письменности, а биты и мячи для игры, относящиеся к XIV веку, были найдены при раскопках в Великом Новгороде.

Игра в городки, 1805 гДругая популярная русская народная игра – городки. В ней нужно с определённых расстояний «выбивать» метанием биты так называемые «города», то есть фигуры, составленные из пяти деревянных цилиндров. Городки не такие древние, как лапта, они существуют более двухсот лет. В XX веке они стали спортивной игрой и в 1923 году в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования, с 1936 года в Советском союзе проводились чемпионаты по городкам.

сенетНе все любят бегать и прыгать. Но есть замечательное средство разнообразить свой досуг – это настольные игры. В них можно играть в помещении с помощью предметов, размещаемых на столе. И люди играют в настольные игры на протяжении целых тысячелетий. Самой древней настольной игрой считается сенет. Эта похожая по своим правилам на шашки игра была популярна ещё 4 000 лет до нашей эры в Древнем Египте. Древние шумеры любили играть в ур. В этой игре использовались раскрашенная деревянная доска, шашки и палочки. Побеждал тот, кому первому удавалось вывести с доски все свои фишки. В это же время в Индии начали играть в чаупар, также напоминающие шашки. Более 5 000 лет по всему миру играют в нарды. Цель игры: привести свои фишки в «дом», кидая кости, и опередить соперника на этом пути. Две тысячи лет назад в древнем Китае появилась популярная и в наши дни настольная игра «го» или «вейци»; в ней чёрные и белые фишки выставляются на расчерченное квадратами поле так, чтобы захватить как можно больше территории противника. Прообраз современных шахмат – чатуранга появилась в V веке в Индии.

доминоС XII века известны первые найденные игральные карты, а в Китае появилась игра в «костяные таблички». Завезённая позже в Европу она стала называться «домино» и в неё благополучно играют до сих пор. Игроки по очереди выкладывают таблички на стол, при этом использовать можно только табличку с той цифрой, какой развёрнута предыдущая. Побеждает тот, кто первый использует все свои фишки. В XVII веке в лотоГенуе (Италия) начали играть в лото, в XVIII оно появилась в Российской империи. Если сначала лото считалась досугом высшего общества, то после революции 1917 года оно стало невероятно популярным среди всех слоёв народа. В лото играют, выкладывая «бочонки» с цифрами на соответствующие квадраты на карточках. Выигрывает тот, кто смог быстрее других собрать полный ряд закрытых цифр или закрыть все цифры на карточках.

маджонгВ 70-е годы XIX века в Китае появилась популярнейшая сейчас игра маджонг. Да, этой очень распространённой во всём мире игре примерно 150 лет. Хотя существуют мифы о том, что маджонг изобрёл знаменитый древнекитайский философ Конфуций (551 до н.э. – 479 до н. э.) во время своего путешествия по Китаю. По этой легенде три фишки с драконами символизируют добродетели из конфуцианского учения: красный дракон – умеренность, зелёный – процветание, белый – доброжелательность, искренность и почтительность к родителям. Но никаких данных о столь древнем происхождении этой игры не существует. По самой достоверной версии маджонг придумали офицеры китайской армии на основе популярной карточной игры Ма-Дяо. Маджонг стремительно распространился за пределы Китайской империи, к 1920 году он уже считался китайской национальной игрой и был известен и в Европе и в Америке. Само слово маджонг переводится как «воробей», скорее всего кому-то из создателей игры стук фишек напомнил щебетание воробья, хотя по другой версии в Китае воробей символизирует сообразительность.

монополияВ 1934 американец Чарльз Дэрроу (1889–1967) придумал знаменитую экономическую игру-стратегию «Монополия». Бывший продавец отопительного оборудования он лишился работы в период Великой депрессии и занимался выгуливанием собак. Видимо прогулки на свежем воздухе в компании четвероногих подопечных благоприятно повлияли на творческие способности автора знаменитой настольной игры. Дэрроу взял прототип одной из уже существовавших игр и упростил её правила. Как и многие впоследствии удачные проекты, этот изначально не был оценён. В компании, в которую обратился Дэрроу, заявили, что его затея провалится и никогда не принесёт дохода. В итоге упорный автор самостоятельно доработал игру и в 1935 году на свои деньги изготовил первые 5 000 экземпляров. Они были моментально раскуплены и уже в следующем 1936 году «Монополия» стала самой продаваемой игрой в США. Так началось её триумфальное шествие по всему миру.

бирюльки«Это тебе не бирюльки играть» – говорят, когда хотят подчеркнуть важность какого-либо дела. А когда-то бирюльки были широко распространённой игрой, в которую всерьёз играли не только дети, но и взрослые солидные люди. Что же такое играть в бирюльки? Суть игры весьма проста, но выиграть в неё нелегко. Предметы высыпаются в хаотичном порядке, а игроки пытаются вытаскивать их из кучи специальной палочкой. Задевать или перемещать другие предметы нельзя, если получилось удачно взять предмет, то человек продолжает игру. Выигравшим считается тот, кто соберёт больше всего предметов. Время появления этой игры точно не известно, в России она стала очень популярна в XIX веке. Дети и игроки из бедных слоёв населения использовали в качестве бирюлек простые и доступные материалы: соломинки, палочки, веточки, а хранилось всё это богатство в простых мешочках. Зажиточные люди использовали фигурки, специально изготовленные или вырезанные из ценных пород дерева или из слоновой кости. Они могли быть выполнены в виде самых различных предметов: зонтиков, чайников, бокалов, оружия, музыкальных инструментов, а шкатулки для игрового набора иногда украшали драгоценными камнями. Играют в бирюльки и сейчас.

Существующие с древних времён настольные игры не сильно изменились за долгие годы существования и по-прежнему популярны во всём мире. В последнюю субботу апреля даже отмечается Международный день настольных игр. Можно найти игру для любого возраста и любой компании, ведь чувство азарта и борьба за победу объединяют людей.

Ёлочные игрушки 

ёлочные игрушкиНельзя не сказать несколько слов об одном уникальном виде игрушек. В них не играют, ими наряжают главный атрибут Нового года – ёлку. Традиция украшать свои дома в канун наступающего года зародилась ещё в Средние века. Тогда в честь праздника Рождества (25 декабря) в домах устанавливали ёлки и вешали на них съедобные украшения: орехи, яблоки, фигурки из теста. Особенно это было распространено в германских государствах. Во второй половине XVIII века начали делать первые игрушки из бумаги или разукрашенных шишек, позднее из дерева и латуни. В 1848 году в Германии стали изготавливать первые стеклянные ёлочные шары, а с 1867 года с помощью газовых горелок мастера научились выдувать из очень тонкого и лёгкого стекла фигурки любой формы. Для изготовления игрушек широко использовались вата и папье-маше.

В России праздничные ёлки ввёл император Пётр I (1672–1725). Впрочем, именно традицией это стало в XIX веке при Николае I (1796–1855) благодаря его жене – Александре Фёдоровне (1798–1860). Она была дочерью прусского короля, и сделала привычную для неё с детства ёлку обязательным элементом рождественских праздников в императорской семье. Постепенно нарядные ёлки заняли своё центральное место в новогодних торжествах по всей стране. Внешний вид игрушек менялся в соответствии с историческими событиями. Дореволюционных ангелов сменили красноармейцы и аэропланы, во Время Великой Отечественной войны появились танки и самолёты, позднее – спутники, космические ракеты и космонавты. Со временем ёлочные игрушки стали самой разнообразной формы: это и герои сказок и предметы интерьера, различные животные, домики, снежинки, бусы, шишки и традиционные шары.

Разумеется, в наше цифровое время многие игры приобрели свои электронные аналоги. Невозможно представить себе детство современного ребёнка и досуг многих взрослых без гаджетов. Вредно это или полезно? У компьютерных игр есть свои положительные и отрицательные стороны. К сожалению, компьютерные игры ухудшают зрение, отсутствие двигательной активности способствует накоплению лишнего веса, может возникнуть компьютерная зависимость, которую нужно лечить. Но для умственного развития полезны обучающие и логические игры, они заставляют думать и тренируют память. Компьютерные игры развивают реакцию, внимание и моторику рук; согласно исследованиям дети быстрее читают и лучше усваивают прочитанное, поиграв в экшн-игры, а люди, которые часто играют, отличаются упорством и настойчивостью. И, конечно же, с помощью игр дети начинают разбираться в информационных технологиях. Компьютерные игры тоже имеют свою историю. Началась она ещё в 40-х годах XX века. Поначалу это были простые упражнения по программированию, но со временем они стали многоуровневыми стратегиями с продвинутой графикой и сложными сценариями. А в нашей библиотеке детей ждёт целая серия книг о приключениях мальчика Стива в мире популярной игры «Майнкрафт».

 

Что почитать по этой теме

  1. 365 веселых игр и фокусов / сост. Г. Голубкова. – Москва : АСТ-ПРЕСС Книга, 2006. – 352 с. : ил. – (Умникам и умницам). – Текст : непосредственный.
  2. Game On! : твой гид по лучшим играм / [Л. Албигес, С. Эшби, Д. Крукс и др.] ; [перевод с английского З Томилиной]. – Москва : АСТ, 2020. – 224 с. : ил. –Текст : непосредственный.
  3. Абдулхалимова, О. И. 35 весёлых игр для развития ребёнка : игры для развития речи, игры на внимание и наблюдательность, подвижные игры, небылицы и перевёртыши : для детей 5-7 лет / О. И. Абдулхалимова. – Санкт-Петербург : Литера, 2010. – 32 с. : ил. – (Готовимся к школе) (Литера - детям!). – Текст : непосредственный.
  4. Абраменкова, В. Во что играют наши дети : игрушка и антиигрушка : научно-популярные исследования / Вера Абраменкова. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Лепта Книга, 2010. – 544с. – (В помощь родителям). – Текст : непосредственный.
  5. Айвз, Роб Замок, арбалет, катапульта своими руками : увлекательные модели для настольных игр / Роб Айвз ; перевод с английского П. И. Волкова ; художник Джон Пол де Квэй. – Москва : Лаборатория знаний, 2020. – 127 с. : ил. (ТЕХНОФИШКИ). – Текст : непосредственный.
  6. Белова, Н. Р. Игрушки к празднику : сказочные персонажи и яркие фигурки из ткани и текстиля / Н. Белова ; иллюстрации И. Жмайловой. – Москва : Эксмо, 2007 ; Санкт-Петербург : Домино. – 240 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  7. Большая книга научных опытов, игр и экспериментов ; [перевод с английского В. Н. Булгакова]. – Москва : АСТ, 2009 : Астрель. – 141 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  8. Тинарелли, Б. Большая книга умных игр : развиваем логику, эрудицию и устный счёт : 8 настольных игр, фишки, жетоны и кубик / Беатриче Тинарелли. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 14 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  9. Бусева-Давыдова, И. Л. Игрушки Крутца / И. Бусева-Давыдова. –Москва : Дет. лит., 1991. – 46 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  10. Галицкий, А. В. Путешествие в страну игр / А. Галицкий, Л. Переплетчиков. – Москва : Физкультура и спорт, 1971. – 152 с. – Текст : непосредственный.
  11. Гик, Е. Я. Игры : энцикл. / Е. Я. Гик, И. А. Рассказова ; худож. И. Тер-Аракелян, С. Дурнев. – Москва : Росмэн, 2001. – 127 с. : ил. – (Росмэн). – Текст : непосредственный.
  12. Гиффорд, Клайв Игры / Клайв Гиффорд ; [перевод с английского Алисы Ткачёвой]. – Москва : Аванта, 2019 . – 128 с. : ил. – (Энциклопедия удивительных фактов). – Текст : непосредственный. [о компьютерных играх].
  13. Дангворт, Р. Домашний кукольный театр : куклы, раскладные игрушки, открытки, сюрпризы / Ричард Дангворт, Рэй Гибсон ; иллюстрации Т. Говер. – Москва : Росмэн, 2002. – 64 с. : ил. – (Наши руки не для скуки). – Текст : непосредственный.
  14. Дворнякова, Ольга История новогодних игрушек / Ольга Дворнякова ; художник Дарья Григорьева. – 2-е изд. Москва : Настя и Никита, 2021. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. вып. 209). – Текст : непосредственный.
  15. Дизайн детства : игрушки и материальная культура детства с 1700 года до наших дней / под редакцией Меган Брендоу-Фаллер ; [перевод с английского А. Ландиховой]. – Москва : Новое литературное обозрение, 2021. – 488 с. : ил. (Культура повседневности). – Текст : непосредственный.
  16. Дымковская игрушка : рекомендуется для занятий с детьми 5-9 лет на уроках труда и изобраз. искусства : комплект для творчества : рабочая тетрадь + форма для росписи. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 24 с. : ил. – (Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства) (Искусство – детям). – Текст : непосредственный.
  17. Жаньо, Давид Большая книга Roblox : как создавать свои миры и делать игру незабываемой / Давид Жаньо ; [перевод с английского М. А. Райтмана]. – Москва : БОМБОРА, 2020. – 224 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  18. Зайцева, А. А. Сказочные куклы своими руками : секреты создания образа кукол, изготовление фигурок и предметов одежды, оригинальные идеи для творчества / Анна Зайцева. – Москва : Эксмо, 2013. – 96 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  19. Зимняя книга волшебных игр : Восемь настольных игр, которые перенесут вас в новогоднюю сказку ; иллюстрации К. Бордин. – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 18 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  20. Иванова, Юлия Николаевна Матрёшка : кукла с секретом / Юлия Иванова ; художник Наталия Кондратова. – 3-е изд. – Москва : Настя и Никита, 2020. – 24 с. : ил. – (Настя и Никита. вып. 118). – Текст : непосредственный.
  21. Каргопольская игрушка : рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства ; худож. Т. Носова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 16 с. : ил. – (Искусство – детям) (Основы народного и декоративно-прикладного искусства). – Текст : непосредственный.
  22. Кассис, Вадим Борисович Человечки из страны деревянной : маленькие рассказы / Вадим Кассис, Генрих Лукомский ; художник Т. Зуйкова. – Москва : Детская литература, 1981. – 24 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  23. Клиентов, А. Е. Народные промыслы / А. Е. Клиентов ; худож. А. М. Саморезов. – Москва : Белый город, 2006. – 48 с. : ил. . – (История России). – Текст : непосредственный.
  24. Красникова, Анна История ёлочных игрушек / Анна Красникова ; нарисовала Ася Киселева. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 48 с. : ил. – (История всех вещей) . – Текст : непосредственный.
  25. Куцакова, Л. В. 1000 игр и головоломок для дошкольников : обучение грамоте, знакомство с правилами построения предложений, развитие математических навыков / Л. В. Куцакова, О. Ю. Губарева ; худож. Е. Папенина. – Москва : АСТ, 2005 : Астрель. – 109 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  26. Лаврова, Светлана Аркадьевна Русские игрушки, игры, забавы / Светлана Лаврова. – Москва : Белый город, 2014 : Воскресный день. – 48 с. : ил. (История России). – Текст : непосредственный.
  27. Лопатина, А. А. 600 творческих игр для больших и маленьких / А. Лопатина, М. Скребцова. – 3-е изд. – Москва : Амрита-Русь, 2008. – 320 с. : ил. – (Образование и творчество). – Текст : непосредственный.
  28. МакМанус, Шон Ты можешь создать компьютерную игру : 10 простых уроков / Шон МакМанус ; перевод с английского М. Д. Кармановой. – Москва : #эксмодетство, 2018. – 64 с. : ил. – (Ты можешь). – Текст : непосредственный.
  29. Максимова, А. 570 игр для умных детей / А. Максимова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007. – 352 с. : ил. – (Неотложка для родителей). – Текст : непосредственный.
  30. Новогодняя книга игр ; [сост. и авт. заданий М. Шмидт]. – Москва : Махаон, 2015. – 48 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  31. Образцов, С. В. Моя Кунсткамера : рассказы / С. В. Образцов. – Москва : Дет. лит., 1990. – 80 с. : фот. – Текст : непосредственный.
  32. Поттер, Уильям Математические приключения / Уильям Поттер ; [перевод с английского Елизаветы Балковой]. – Москва : АСТ, 2020. – 128 с. : ил. – (Книга фантастических игр и головоломок для детей). – Текст : непосредственный.
  33. Программирование для детей. Видеоигры на SCRATCH : [методическое пособие для совместной работы взрослого с ребенком] / Йохан Алудден, Федерико Вальясинди, Федерика Габел, Вивиана Фигус ; [перевод с английского Д. В. Голикова] ; [ответственный редактор С. Г. Чернецов-Рождественский]. – Москва : РОСМЭН, 2018. – 128 с. : ил. – (Создай свою игру). – Текст : непосредственный.
  34. Теплякова, О. Н. Практическая энциклопедия развивающих игр / О. Н. Теплякова, О. Л. Козлова. – Москва : Росмэн-Пресс, 2007. – 160 с. : ил. – (Раннее развитие). – Текст : непосредственный.
  35. Филимоновские свистульки : рекомендуется для занятий с детьми 5-9 лет на уроках труда и изобраз. искусства : комплект для творчества : рабочая тетрадь + форма для росписи. – Москва : Мозаика-Синтез, 2013. – 16 с. : ил. – (Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства) (Искусство – детям). – Текст : непосредственный.
  36. Хеннесси, Джонатан Видеоигры : невероятные хроники игровой революции в комиксах / Джонатан Хеннесси, Джек МакГоуэн ; [перевод с английского Е. Е. Руссиян]. – Москва : Бомбора, 2021. – 192 с. : ил. – (Легендарные компьютерные игры. Комиксы). –Текст : непосредственный.
  37. Шайдурова, Нелли Владимировнна Традиционная тряпичная кукла : учебно-методическое пособие / Н. В. Шайдурова. – Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. – 176 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  38. Энциклопедия детских игр : развивающие, психологические, музыкальные, подвижные игры / Е. Н. Арсенина, О. Л. Матюшкина, С. А. Хромова ; [худож. С. В. Павлычева]. – Ярославль : Акад. развития, 2007. – 255 с. : ил. – (Игра. Обучение. Развитие. Развлечение). – Текст : непосредственный.
  39. Энциклопедия игр / ред. Г. Теплицкий. – Москва : ИННОПРЕСС, 1992. – 298 с. : ил. – Текст : непосредственный.
  40. Я познаю мир. Игрушки : детская энциклопедия / автор-составитель Н. Юрина. – Москва : АСТ, 1999. – 496 с. : ил. (Я познаю мир). – Текст : непосредственный.

 

Меню Бимка 28 
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве