0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Живая и поныне старина:
народные промыслы Тамбовского края

Тамбовская вышивка

Вышивка – это узоры, выполненные на ткани цветной нитью с помощью иголки.

Вышивка была самым распространённым и развитым видом народного искусства на Руси. Она не только украшала одежду и предметы быта, но служила оберегом и знаком рода. Определённые приёмы выполнения вышивки вырабатывались у русского народа в течение столетий. Цвет, узор, способ выполнения зависели от назначения вышиваемой вещи.

Занимались вышивкой женщины различных социальных слоёв. В каждой крестьянской семье девушки должны были своими руками приготовить приданое (передники, сарафаны, рубахи, полотенца, столешники, подзоры к кровати) к свадьбе, которое украшалось вышивкой. Для каждой местности характерны были свои приёмы вышивки, передаваемые из поколения в поколение. Искусство вышивки, основанное на большом трудолюбии, усидчивости, невозможно без богатой фантазии в создании орнаментов и сюжетов, отточенной техники выполнения работы.

Тамбовская вышивка получила известность далеко за пределами губернии ещё в XIX веке. Тамбовская вышивка необыкновенно своеобразна и резко отличается от русской народной вышивки, сложившейся в Орловской, Калужской, Рязанской и других губерниях. Для неё характерна яркая локальная гамма тонов, сочная палитра в изображении художественного образа. Наиболее распространённым элементом узора является мотив креста, который представлен в виде прямого равноконечного, иногда с ромбичными концами, или же косого в различных вариантах. Одной из самых старинных техник тамбовской вышивки является шитьё цветными шёлковыми нитями двухсторонней гладью и швом «роспись по полотну», которая использовалась для украшения оплечий женской одежды, полотенец, скатертей. Сложные сочетания геометрических фигур, выполненных чёрной и золочёной нитью, а также вкрапление других тонов придавали вышивке неповторимый колорит.

В музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Тамбова, Моршанска, Рязани, Сергива Посада хранятся коллекции тамбовской вышивки, собранные в Моршанском и Кирсановском уездах Тамбовской губернии и в сёлах Рязанской губернии. Старые местные образцы тамбовской вышивки (XVIII-XIX вв.) сдержанны и благородны, выполнены шёлком с преобладанием чёрного цвета, с особым построением геометрического орнамента. Такие образцы характерны для сёл Тамбовской губернии, где жили государственные крестьяне, в основном, это северная и восточная часть, редко – западная.

Шелками вышивались головные уборы: сороки и полотенца (древний тип славянского головного убора). На девичьих полотенцах вышивка в виде квадратов и прямоугольников располагалась на концах, а на женских полотенцах – узкой полосой по краям.

В вышивке используются яркие цвета, элементы креста Вышивальщица Художественная выставка. Кадом

Вышивками украшали свадебные платки (косяки) и ширинки (в XVI и XVII вв. ширинка встречается в описях царского и церковного имущества она значится как небольшой квадратный платок, отрезанный по ширине полотна (ширина в то время обычно составляла около 40 см). На платке вышивку делали в одном углу, на ширинке – по четырём углам в виде квадратов.

Тамбовская вышивка в XIX веке была известна за пределами губернии. В коллекции Государственного Эрмитажа есть передник, вышитый в конце XIX – начале XX веков в Тамбовской губернии. На переднике в красно-чёрной гамме изображён цветочно-растительный орнамент и полоса с фигурами павлинов с распущенными хвостами, между которыми располагаются женские фигурки. Сюжет связан с мотивами славянской мифологии, изображающей так женское божество – Мать-землю.

Тамбовская вышивка по композиции узоров, расцветке, технике исполнения необыкновенно разнообразна. Строгие узоры из чёрного шёлка, золочёной нити соседствуют с нарядными многоцветными, что придаёт вышивкам необыкновенный колорит. Иногда чёрными нитками намечен лишь контур орнамента, а внутри вышито цветными шелками.

В Кирсановском и Моршанском уездах вышивки были особенно изысканны и отличались по цвету. Шёлк в этих уездах красили корнем марены с разнообразными оттенками красного цвета. Оттенки красных тонов на вышивке сочетали с зелёным, бирюзовым, охристым цветом. На головных женских уборах необыкновенным было сочетание золота или серебра на чёрном шёлке.

Узоры на тамбовской вышивке выполнялись двусторонним крестом, очень редким в русской вышивке, счётной гладью и росписью. В музеях хранятся тамбовские сквозные вышивки, выполненные в технике цветной перевити шёлком.

Характерная особенность тамбовской вышивки – центрическое построение композиции, вписанной в квадрат. Многие образцы тамбовской вышивки можно назвать классическими, так строги и отточены формы узоров, так ясна и логична их орнаментальная основа.

В сёлах Чучково и Копнино бывшего Шацкого уезда распространены были чёрные ковровые вышивки двусторонним крестом.

В сёлах Кирсановского уезда на вышивках чёрным цветом был намечен контур узора, а фигуры зашиты красно-коричневым шёлком, иногда с добавлением других цветов. Эти вышивки более разнообразны, чем чёрные ковровые, но и в их основе также квадраты, ромбы и другие геометрические фигуры. Среди кирсановских вышивок есть и плотные, выполненные двусторонним крестом разноцветным шёлком.

Вышивка Вышивка Вышивка

При технике вышивания двусторонним крестом и счётной гладью различается их фактура: первые имеют зернистую поверхность, а вторые – шелковистую.

Среди цветных тамбовских вышивок преобладает красный цвет (красили корнем марены) и яркие цвета (анилиновые красители).

Тамбовские вышивки с линейным орнаментом – воздушные, похожие на кружевные.

Сквозные вышивки исполнялись по ткани, предварительно разреженной выдёргиванием нитей.

Интересна и своеобразна строчевая тамбовская вышивка с мотивами больших цветущих кустов.

Тамбовщина оказалась как бы заповедником старинной народной вышивки, так как долгое время она была наиболее заброшенным и глухим местом. Поэтому и сохранилась древнейшая чёрно-золотая и чёрно-серебряная вышивка, вышивка разноцветными шелками, имеющими особую историческую и художественную ценность.

Возрождение местной народной вышивки началось в 30-е годы прошлого века в селе Соломинка, где шили мужские сорочки, женские платья, скатерти и украшали их вышивкой. В послевоенные годы эта артель распалась. В 50-х годах вновь делались попытки возродить традиции тамбовской вышивки. В этом направлении работала художница Н. Н. Сапожникова, сотрудник НИИ художественной промышленности. В 1959 году по её рисунку был выполнена уникальная скатерть для Всероссийской выставки. Орнамент скатерти был выдержан в характерном тамбовском колорите. Позже стали делать небольшие вещи – салфетки, дорожки.

Современные художницы-вышивальщицы в своём творчестве используют наименее сложные мотивы или отдельные элементы тамбовской вышивки. Это вышивка крестом с сопровождением узкой мережки и разнообразный орнамент. Серебро и золото на тамбовских вышивках заменяют нитками мулине соответствующих оттенков.

 

Библиография

Будюкина, Н. Народная вышивка как отражение времени : [тамбовская вышивка] / Н. Будюкина // Природа и история Тамбовской области в памятниках материальной культуры. 1937-2007. – Тамбов. – 2007. – С. 94-100.

Воронина, Р. Ф. О некоторых особенностях ремёсел цнинской мордвы / Р. Ф. Воронина, А. С. Розанова, Н. Н. Терехова // Тамбовская старина : ил. науч.-попул. альманах. Вып. 1 / сост. М. А. Климкова – Тамбов : Пролетарский светоч, 2007. – С. 133-137.

Григорьева, Е. И. Народные художественные промыслы / Е. И. Григорьева // Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. А. Ю. Ильин. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – Тамбов : Центр поддержки музейного дела "Провинциальные усадьбы", 2020. – С. 542-544.

Дашкова, В. Молчаливые свидетели старины : о традиционной тамбовской вышивке, узорах и костюмах / В. Дашкова // Притамбовье. – 2020. – 9 декабря – С. 8.

Культурно-исторические судьбы народных промыслов Тамбовского края / Научно-метод. центр народного творчества и досуга ; сост.: Е. И. Григорьева, Е. Н. Ладыгина. – Тамбов :Юлис, 2009. – 143 с. : фото.

Рушники из сундука бабушки Евгении // Ровесник. – 2019. – 23 января – С. 4.

Шарапов, И. Тамбовский орнамент : [о традиционной вышивке и ковроткачестве] / Иван Шарапов // Притамбовье. – 2022. – 23 февраля. – С. 17.
Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве