0+

Понедельник-пятница – с 9.00 до 19.00

Воскресенье – с 9.00 до 16.00

Суббота – выходной

Последний четверг месяца – санитарный день

Краски Тамбовской земли: виртуальная выставка к 70-летию со дня рождения Н. Насонова

 

О творчестве Н. А. Насонова

«Творчество – это вся моя жизнь»
Насонов, Н. А.

Полотна Николая Алексеевича Насонова известны в Москве и Санкт-Петербурге, в Белоруссии, во Франции и Испании.

Художнику наиболее близка лирическая тема провинциальной России, которая по интонации восходит к творчеству основоположников русского национального пейзажа: «Возможно, в это трудно поверить, но во время моих заграничных поездок я совсем не мог работать. Всё тянуло в Россию, где – скромные церковки, тихие дворики и милые, мокрые от дождя колодцы» (Н. А. Насонов).

Произведения тамбовских художников объединения «На крыше», в число которых входил и Н. А. Насонов, высоко оценил известный российский искусствовед Евграф Кончин: «У них добротная профессиональная школа. Часто выставляются у нас и за границей. Их работы находятся в музеях и частных собраниях… В творчестве тамбовских художников всё просто, обыденно. И в этой безыскусности, искренности и общедоступности для понимания есть своя прелесть, своя притягательная сила…

Пленила меня сильная, уверенная кисть Николая Насонова, который привычные сюжеты поднимает до уровня большого духовно-нравственного явления. И порывистый, пронзительный «Ветер» отзывается затаённой человеческой драмой. И «Утро» рождает щемящие воспоминания о детстве, горькую память об ушедших родителях, неожиданно заставляет сопоставлять вечность и преходящее. А «Пурга» говорит об одиночестве и необходимости людской общности, и душевном равновесии, которое помогает нам пережить любые потрясения и беды».

Ветер, 1994 г. Холст, масло. 70Х50
Утро, 1996 г. Холст, масло. 75Х80
Пурга, 1996 г. Холст, масло. 85Х65

В творчестве Н. А. Насонова есть много новаторского. Для полноты воплощения задуманного на холсте художник нередко использует форму триптиха. Как отмечает сам пейзажист, «В истории живописи триптихов много, но все три картины разные. Я же их стараюсь по горизонтали связать движением реки, облаков и даже каким-то внутренним ритмом».

Одним из первых триптихов, созданных художником, является «Берег прошлых лет» (1994). Когда-то Тамбов славился своими церквями. Те, что сохранились до наших дней или были восстановлены, - это лишь малая часть того, что было. Триптих был создан по фотографиям, когда располагавшиеся на берегу Цны Покровская церковь, Казанский монастырь и Преображенский собор составляли единый архитектурный ансамбль. Вот какое описание картины приводит Олег Константинович Казьмин, известный тамбовский краевед и ценитель творчества Н. А. Насонова: «На переднем плане голубка Цна – цементирующий объект картины. Она предстаёт в трёх временных измерениях: лето, зима, весна. Вдоль её берега высятся, соседствуя друг с другом, существующие ныне храмы: Покровской церкви, Казанского монастыря и Кафедрального Преображенского собора... Притягивает идейный смысл и философское звучание триптиха. Цна воспринимается как символическая река времени, меняющая бытие и дающая радость весеннего обновления. Драматический сюжет (порушенная красота) оптимистичен. Это впечатление усиливается, возможно, и тем, что сегодня уже восстановлена колокольня Преображенского собора, зимняя церковь Казанского монастыря…»

Триптих "Берег прошлых лет"

Новаторским не только в творчестве Николая Алексеевича Насонова, но и в русской живописи в целом стало создание квадриптиха – четырёх картин, объединённых одной темой. Одним из первых и лучших произведений в этом плане стал квадриптих «Времена года».

«Идея квадриптиха, - рассказывал Н. А. Насонов, - родилась в 2000 году. До этого такой манеры я не встречал в живописи. Мне захотелось в однолистном календаре отразить все четыре времени года и связать движение в природе не только по горизонтали, но и по вертикали. Это очень сложно. Но мне удалось всё же передать переход из одного сезона в другой…»

Квадриптих «Времена года»

Московский искусствовед В. Флегонтова отмечала, что «Живопись Н. А. Насонова покоряет своей лиричностью, отражая внутренние переживания автора. И в этом смысле она автопортретна. Его этюды близки к импрессионизму. Сиюминутное состояние природы он как бы останавливает всего несколькими меткими мазками… Как необычны и ярки его впечатления, как точно отражает их кисть… Пишет художник не просто домики, берёзы, мостики и колодцы, а передаёт свой восторг от них, свою влюблённость в отчий край и заражает этим чувством зрителя…»

Принять Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам наиболее полные возможности взаимодействия с нашим веб-сайтом. Узнать больше о файлах cookie можно здесь. Продолжая использовать наш сайт, вы даёте согласие на использование файлов cookie на вашем устройстве